22 ноября
21 ноября в Барнауле в зале Института культуры состоялась презентация комической рок-оперы "Пьер Безухов жив, или Зоб возвращается"... Читайте текст статьи в газете "Алтай Weekly Review" (Барнаул).
26 ноября
Александр ГАВРИЛОВ
"По приезду, в течение трех дней, мы ждем от Вас отчет о поездке в форме путевых заметок, содержащих информацию о том, с кем Вы встречались, увиденных мероприятиях, Ваши мысли по этому поводу, рекомендации относительно потенциальных участников московского фестиваля, общие рекомендации оргкомитету и экспертному совету"
Из напутствия члену экспертного совета
Первый человек, встреча с которым останется незабвенной в потаенных уголках моего сердца, была барышня Нина Ливанова, отправившая меня в Барнаул через Новосибирск. Не сомневаюсь, что ею двигала рука Провидения - иначе ничего интересного я бы и не увидел.
Следующим на моем пути встретился Дима Булныгин, номинатор из Н-ска (такое именование Новосибирска сделалось почти официальным), организовавший в своем городе огромное множество решительно альтернативных мероприятий фестиваля. В шесть Н-ских часов я успел только изучить программу и обсудить ее с Димой, а также поглядеть выставку под названием "Выставка современного искусства".
Забавно, что "современное искусство" Н-ска чётко делится на "студенческое" и "преподавательское" (в основном его творцы служат по архитектурному ведомству). Самой яркой работой "преподавательского цикла" стала видео-акция Криспинуса "Все художники любят молчать". На экране телевизора очень серьезный человек некоторое время сидит бездвижно, потом выдает краткий комментарий ("Все любят говорить, а я уже не могу говорить..." или что-то в этом роде), после чего забивает пистолетом-степлером себе в губы пять скрепок.
Потом снова сидит.
Потом вынимает скрепки.
Потом пленка идет по кругу.
Над телевизором висят вертикально одна под другой несколько фотографий: просто рот Криспинуса, рот с одной скрепкой, рот с двумя скрепками, рот с тремя скрепками, с четырьмя, с тремя, с двумя и кровавыми ранами, с одной, просто рот со стигматами современного искусства.
Не знаю, может я старомоден, но мне понравилось. Проект кажется мне очень сбалансированным по мере ироничности и телесной укорененности. In & Out.
Для молодых людей, занимающихся "современным искусством" в городе Н-ске наиболее продуктивной "проблемной зоной" оказывается гендерная идентичность и связанные с ней проблемы. В известном смысле, такая позиция есть крайняя форма проявления эскапизма: автор, фрустрированный экзистенциальным конфликтом, переносит его решение как можно глубже, буквально в область анатомической органики и внутренней секреции.
Femina fallinata, главный герой (героиня?) работы Константина Гайдая "Hipothetic", - узнаваемый персонаж мужских инфантильных страхов, истолкованных в традиционном фрейдистском духе. Нетрудно догадаться, что такой персонаж в свете кастратического комплекса должен означать некую ситуацию бессилия и бесправия. Перенося ее художественными средствами в виртуальное - управляемое! - пространство, художник пытается восстановить нарушенное равновесие.
В этом смысле проект художественного дуэта !!!! и !!! концептуально более выверен, хотя исполнен довольно примитивно. В этих двух циклах любительских фотографий девушки ходят по городу, общаются с прохожими, что-то покупают в магазине, обращаются за бытовыми услугами, т.е. ведут обыденно городской образ жизни, но - все время держа в руках (не без некоторой торжественности) ярко красные фалло- и вагиноимитаторы. Таким образом, экзистенциальный конфликт, редуцированный до физиологической половой обреченности, выносится на поверхность, а внешнее, социальное, пересоздается при помощи внутреннего, сексуального.
Впрочем, это я, похоже, залезаю не в свою епархию. Автобус довез меня до Барнаула, где я обнаружил, что все, кто имеет хоть какое-то отношение к фестивалю, уехали прочь из города. Неизвестно куда. Без объявления войны. И никого не будет до вечера субботы. Часа через два путешествий по автоматам и переговорным пунктам мне удалось выжать из сотрудников агентства "Банкфакс" пароли и явки. Все фестивальные люди были собраны к этому моменту в санатории-профилактории "Обские плёсы" в 60 километрах от города.
"Где - подумал я - наша не пропадала? Плёсы, так плёсы!" - и, поймав машину с водителем по имени Гамлет (вот истинный крест, не вру), отправился вослед удаляющемуся из города фестивалю.
В "Обских плёсах" проводилась "Антинатовская акция "Убить рядового Райана". К сожалению, я несколько запоздал с прибытием, и поэтому не смог лично поучаствовать в
1. Сожжении чучела рядового Райана, похожего на Леонардо Ди Каприо.
2. Осквернении и захоронении американского флага
3. Сожжении 2700 американских долларов, изготовленных на ксероксе
4. Выпивании 20 литров пива и полуящика водки
5. Коллективной помойке в сауне
Зато я успел пронаблюдать
1. Расселение по санаторным коттеджам
2. Вечерний банкет для участников акции с танцами
3. Исполнение антинатовских частушек (По Нью-Йорку разъезжает / конная полиция / становись Левински в позу / будет репетиция)
4. Исполнение антинатовских речевок (Не мужик ни капли я / если я Ди Каприо)
5. Вечернюю программу, мягко переходящую в ночную...
Произошедшую на следующее утро эксгумацию американского флага смогли пронаблюдать только самые стойкие.
Особую эффективность фестивальной программе придавало то, что "Обские плесы" - весьма нелюдимое место. Никакие ширнармассы не мешали продвинутой журналистской общественности выражать свои антинатовские взгляды.
Проведение акции в ее кульминационных моментах (не включающих в себя, к сожалению, сауну и банкет) запечатлено на видео. Однако, барнаульский номинатор Валерий Савинков, несмотря на неоднократные просьбы, предпочел не передавать этот материал со мною, а послать его попозже по почте, дабы присовокупить к нему отклики барнаульской прессы.
Вторым (и завершающим) мероприятием фестиваля стала презентация юбилейного 13-го номера альманаха "Ликбез". Интересная поэтическая группа, работающая в большой мере в рамках жанра "провинциальное чудачество", но активно востребующая самые разные пласты мировой культуры. Три последних номера журнала я немедля исхитил и передал Диме Кузьмину. Мне кажется, там есть, на что глянуть.
Но это к фестивалю не относится. Лидер поэтической группы Михаил Гундарин первым делом отмежевался от фестиваля, сперва высказавшись в том духе, что, дескать, политика есть политика, а нам бы стихов почитать, а потом выразив свою личную и групповую поддержку Национал-большевистской партии, региональный представитель которой руководит очень интересной в музыкальном смысле группой "Первое завтра". Весь вечер "ПЗ" соседствовало с "Ликбезом" на сцене.
Сцена была специально украшена многочисленными вымпелами и флагами с изображением Ленина, левацкий дух отчетливо присутствовал в акции в целом. Одним из конкурсов, победители которых награждались свежим "Ликбезом", был дартс, мишенью для которого служил портрет президента Ельцина (кажется, изобретение самих "ликбезовцев"), а завершалось все действо (уже за кулисами) съедением специальной шоколадной кепки. Ни одна кондитерская в городе не взялась за выполнение этого заказа - и только Марио-Пицца сляпала овальный тортик с шоколадным козырьком.
Устроители фестивальных торжеств очень горевали, что маршрут поездки С.В.Кириенко по стране прошел вдалеке от Барнаула. Согласно первоначальному плану, забить президента и сжевать лужковскую кепку должен был именно Сергей Владиленович.
Автор выражает глубокую благодарность штабу фестиваля "Культурный герой ХХI века" и лично Дмитрию Кузьмину за предоставленную возможность вернуться на 20 лет назад. Я-то, грешным делом, думал, что уже никогда не попаду на настоящую комсомольскую учебу, потому что возрастом не вышел, и комсомольцы вымерли своей смертью прежде, чем я смог в полной мере насладиться лицезрением их обычаев и повадок. Ан нет, оказал Господь милость свою. Будет теперь, что детям рассказать.
19 ноября
Пресс-конференция, актовый зал Алтайской краевой библиотеки им.Шишкова
Форум современной литературы "Ликбез и его гости", Николенкова - поэтесса, Гундарин - романист и ген. Менеджер издательского дома "Алтайская неделя", Десят - критик, Корнев - лидер группы "Ликбез", Токмаков - поэт, журналист, Лушников - поэт, журналист, Куляпин - критик.
22 ноября
Антинатовская акция журналистов "Убей рядового Райна!", санаторий - профилакторий "Мать и Дитя", журналисты городских СМИ, представители факультетов журналистики и PR Алтайского университета, театр "Чучело"
Выставка, посвященная окончанию сезона борьбы с урожаем "Любовь на ниве плодородной", зал филиала Санкт-Петербургского института экономики и права, леиогам (боди-арт), художники
25 ноября
Заключительная пресс-конференция, зал Алтайской краевой библиотеки