25 ноября
Ольга РОМАНЦОВА
Программа фестиваля "Культурные герои XXI века", проведенного в Петрозаводске была большой и интересно составленной. Еще в поезде я прочла два сообщения в газетах о предстоящем фестивале. Очень порадовало, что все мероприятия фестиваля проводились четко, организованно и без накладок. За два дня посмотрела все, что было запланировано в программе фестиваля 20 и 21 ноября (кроме литературно-музыкального вечера молодых поэтов и писателей Карелии, который начался в 22.00), и видеозапись спектакля "Забавы" по пьесе С. Мрожека в Государственном музыкальном театре "Творческие мастерские", показанного накануне и выставку художников "Родники" открытую 19 ноября. На выставке "Родники" приятное впечатление произвели на меня работы художника Владимира Зорина по бересте в оригинальной авторской технике.
Из музыкальной и театральной программ я получила достаточно полное представление о развитии театра и музыки в Петрозаводске. Номинант В.Шумский представил в театральной программе фестиваля спектакли самого разного уровня и в музыкальной - музыкантов самых разных направлений. Представителем классической музыки стал композитор Игорь Субботин. На другом полюсе оказался концерт "TIME FOR JAZZ". Игорь Субботин закончил в 1993 г Петрозаводскую консерваторию. С 1996 г. преподает в консерватории и с 1997 - член союза композиторов. Он пишет, в основном, камерную (вокальную) и хоровую музыку. Сразу после окончания консерватории он увлекался сочинениями А. Шнитке и поэзией В.Хлебникова. Сейчас его интересует поэзия А. Блока и музыка не авангардная. Встречи с композитором стала небольшим концертом. Певица под аккомпанемент рояля, исполнила несколько сочиненных И.Субботиным романсов из цикла на стихи Блока. Музыкальный критик со строгими, академическими взглядами остался бы доволен композитором и романсами.
В театральной программе было четыре спектакля. "Забавы" по пьесе С. Мрожека в Государственном музыкальном театре "Творческие мастерские", спектакль Театра пластической драмы "Грим" Ф.Г.Лорка "Донья Росита, девица или Язык цветов", спектакль Государственного Национального театра РК "Записки сумасшедшего" по Н.Гоголю и "Конек-Горбунок" по В.Ершову - спектакль Молодежного Народного театра-студии "Монтес".
Театр-студия "Монтес" был организован в 1977 году. Его художественный руководитель работает в коллективе с основания театра. Многие актеры народного театра начали заниматься в "Монтесе" еще с детства и работают до сих пор. Сами делают декорации и костюмы. Репертуар театра состоит из нескольких спектаклей. "Конек Горбунок" привлекает скорее энтузиазмом актеров и их желанием играть, чем профессиональностью или оригинальным режиссерским решением. На конкурсе народных театров "Монтес" стал бы одним из лауреатов.
Театр "Творческие мастерские" был образован в свое время как филиал ВОТМ. Со временем получил статус государственного молодежного театра. Спектакль "Забавы" поставил Валерий Чебурканов. В его постановке текст Мрожека дополняет большое количество физических действий. Герои, которые в начале стоят, одетые в странные костюмы, напоминающие бумажные, перед стеной из бумаги, разрывают ее и оказываются в пространстве, сценографически напоминающем пространство одной из сцен фильма "Сталкер" Тарковского. Неглубокий водоем, через который перекинуты две доски, за водоемом снова глухая стена. Время от времени стена раздвигается под звуки музыки И.Баха. Герои заходят внутрь и выносят к зрителям то бутылку из под пива, то парик, то черный костюм. Потом, еще раз по очереди побывав за закрытой дверью, они переодеваются в обычную одежду. Следует одна за другой три сцены, каждая из которых могла быть финалом и спектакль заканчивается. Три актера чувствуют себя в ситуациях, придуманных режиссером не слишком уютно. Порой теряют чувство ансамбля на сцене.
Спектакль театра "Грим" "Донья Росита или язык цветов" - пластическая импровизация на тему пьесы Г.Лорки. Несколько раз в течение спектакля персонажи произносят текст, очерчивающий развитие сюжета. Театр был основан в Петрозаводске в 1987 году. Его руководитель, Татьяна Московкина работает в необычной для пластических режиссеров манере. Репетиции начинаются импровизацией актеров на темы, предложенные режиссером, постепенно из этюдов начинает складываться внешняя форма спектакля. В спектакле актеры выражают свои ощущения через пластику, тело актера служит своего рода музыкальным инструментом. Работа актеров театра "Грим" напомнила мне "Класс Экспрессивной Пластики" Геннадия Абрамова. Это одновременно танец и драматическая игра. Особенно интересной была работа Евгения Панкратова, игравшего бабушку Роситы. Странная фигура с резкой, гротескной пластикой производила зловещее впечатление, словно ведьмы из "Макбета" или старуха-графиня из "Пиковой дамы".
Спектакль "Записки сумасшедшего" поставлен в Карельской национальном театре Итальянским режиссером Алесьо Бергамо. Исполнитель роли Поприщина Сергей Лавренов играет на редкость хорошо. Это актер с сильной внутренней энергетикой и большим обаянием. Очень интересна работа режиссера. Поприщин, как протагонист рассказывает свою историю, а параллельно, словно материализовавшиеся фантомы его больного воображения возникают персонажи. Перед зрителями мелькают то дочь Его превосходительства, то кухарка Матрена, то актеры из увиденного Поприщиным спектакля. Персонажи танцуют, поют испанские и русские романсы. Служители сумасшедшего дома ходят в масках чудовищ с картин Босха. Поприщина вешают вниз головой, воротник его мантии, сшитой специально для коронации опускается, накрывая голову героя, как шутовской колпак с бубенчиками.