16 ноября
Юрий Борисович ОРЛИЦКИЙ
Программа фестиваля "Культурные герои ХХI века" в Вологде была организована и проведена на самом высоком уровне.
Ядро программы составили театральные работы, что легко объяснимо, потому что номинатором в Вологде выступила Ирина Горожанова - видный театральный деятель и опытный организатор именно театральных фестивалей.
В программу попали профессиональные, полупрофессиональные и один любительский спектакль, представившие основные тенденции современной провинциальной сцены.
Самое сильное впечатление оставил спектакль Владимира Боброва по широко известной пьесе Нины Садур "Чудная баба", поставленный на малой сцене Вологодского театра для детей и молодежи. Его отличает добротная работа актрис, четкая сдержанная сценография, изобретательная режиссура. В. Боброву удалось сделать из шлягера десятилетней давности вполне современный, жесткий спектакль, который со спокойным сердцем можно рекомендовать в финальную часть фестиваля.
Точно так же сумели "разобраться" с устаревшей на первый взгляд "подпольной" пьесой Э. Радзинского "Лунин" режиссер и актеры самодеятельного театра "Раек", создавшие не менее современный спектакль. Его тоже можно вполне приветствовать и даже рекомендовать.
Скромнее оказались три другие театральные работы, хотя и их не назовешь проходными. Так, "Стеклянный зверинец" Т. Уильямса в постановке камерного драматического театра выглядит по крайней мере изобретательно, "Арлекиниада" домактеровского домашнего театра-кабаре "АртРеприза" весела и выразительна, хотя и не вполне равноценна в разных своих частях, балет "Любовь моя..." в постановке полупрофессионального коллектива "Русский балет - 21 век" тоже можно смотреть.
Общая беда всех театральных работ - крайне низких уровень звуковых дорожек, кустарно записанных и неумело воспроизведенных.
Среди работ, представленных в номинации "Изобразительное искусство", тоже оказалось немало ярких произведений. Наиболее современно выглядели среди них живописные эксперименты тотемского художника Александра Пестерева и выразительная абстрактная колористика Сергея Лаврентьева. Чуть менее самостоятельными, но тоже вполне традиционно-современными выглядят абстрактные полотна и инсталляции В. Кордюкова и Т. Лаврентьевой.
Не менее уверенно работают в цветной фотографии молодые Дмитрий Александров и Максим Трошин из Череповца, в черно-белом фото - их земляк Владимир Любимцев; театрализованное ретро-фото показывает на выставке опытный Евгений Иванов. Необходимо отметить, что выразительную и представительную выставку изобразительного искусства подготовила опытный искусствовед Елена Савина.
Не разочаровала в целом и музыкальная часть программы, хотя юные композиторы-"неоклассики" выглядели явно бледнее опытных блюзовиков из группы "Петрович - бенд" и джазовой команды "СВ".
Наконец, наиболее мне близкое - поэзия. Здесь меня ожидала приятная неожиданность: общий уровень лидеров молодой вологодской поэзии оказался значительно выше традиционного представления о литературной продукции этого региона, известного прежде всего приверженностью к "почвенным" традициям. Хотя персонально я хотел бы выделить лишь одного автора - Нату Сучкову. Впрочем, вполне могут "показаться" на столичной поэтической сцене - при условии некоторого натаскивания на публичные выступления - также Яков Авербух, Ираида Метляева и Светлана Синева. Есть удачные верлибры у Елены Поповой, неполохая иронистика - у Ж. Вандышева и П. Тимофеева. Наконец, очень культурную поэзию продемонстрировала четырнадцатилетняя Лета Югай. Все эти авторы, повторяю, вполне могли бы прозвучать значительно лучше, поработай с ними хоть немного опытный постановщик.
Наконец, об организации фестиваля в целом. Его удачно сопровождали грамотные и профессионально выполненные буклеты, дающие подробную информацию о героях фестиваля, корректно и собранно прошла пресс-конференция, программа была компактной, но насыщенной, в ней практически не было почти неизбежной в таких случаях самодеятельщины. Все это, повторю, заслуга номинатора Ирины Горожановой.
В качестве пожелания к организаторам хотелось бы сказать о необходимости приглашения на финал лучших номинаторов и награждения их, тем более если иметь в виду продолжение акций в будущие годы.