28 ноября
Алексей ПРИВАЛОВ
19 ноября - "Chill out cafe" в Городском джазовом центре.
20 ноября - клуб "Joy Party": вечеринка "Звезды дискотек"
Объединяет эти оба фестивальных проекта практически одинаковый состав участников - ведущие местные и приезжие ди-джеи, однако, если в джаз-центре было реальное творческое самовыражение - фактически концерт для слушанья, в интимной атмосфере, на маленьком пространстве без танц-пола, где каждый мог показать свой композиторский потенциал, то вечеринка в клубе являлась обычной коммерческой дискотекой. Там музыка диктовалась консерватизмом аудитории.
DJ Румата - немного хауса для разгона. Выступил в сопровождении танцевального коллектива "Ультра", затем "JazzT" u "Le Tour", кстати, между собой братья, играющие клубные хиты.
DJ Смирнов (он же координатор фестиваля) - по общему признанию лучший ди-джей Ярославля, играл динамичный брейк-бит. Его соратник по проекту Вадим Маслов (DJ Вадим), перебравшийся в город из Костромы год назад, профессиональный ювелир, уже успел выбиться в лидеры хаус-мьюзик и тоже имеет значительную популярность.
Не обошлось и без премьер - дуэт гитариста Шульгина и ди-джея Шурупа. "Минусовая" фонограмма + живая гитара. Шульгин - джазовик с достаточно стандартными традиционными ходами. В первой композиции "пилил" a la Хендрикс, в последующих "рубал" ритм без особых поисков нового звука. На мой взгляд, неплохая идея синтеза была испорчена формальным подходом.
Заключительная часть марафона - приглашенный гость - DJ Топчий - лучший нижегородский ди-джей, уже рецензировавшийся мной у себя в Нижнем.
22 ноября. Городской джазовый центр. Закрытие фестиваля.
Сначала немного о самом месте проведения. Джазовый центр устроен усилиями местного джазмена, организатора фестиваля "Джаз над Волгой" Игоря Гаврилова, в особнячке середины прошлого века. Бывшим "графским развалинам" придан евроинтерьер, повешены "самые длинные в Европе" (по мнению хозяина жалюзи) и придан вполне уютный вид действительно приятной тусовочной точки.
Сама акция, разделенная на три отделения, являла собой некий срез музыкальной тусовки Ярославля, близкий духу места проведения.
Открывали действо питомцы г-на Гаврилова и его центра - вокальный квартет "Шедеврик" из девочек старшего школьного возраста без особо сильный голосов, но с хорошим слухом и умением брать интервалы. Под PSR-ные "минуса" спели "Москву" Бабаджаняна, классические англоязычные номера и напомнили милый слуху детский хор им.Попова. Затем последовала премьера проекта "Претапорте", состоящего из студентов-архитекторов и барабанщика-француза, "торчащих" на неоджазе. Крайне сырое выстуление.
"Cutty Sark" - инструментальный джаз-рок. Приличные музыканты, работавшие собственные композиции. Все очень технично, однако, вышедшие вслед за ними "L-55" в музыкальном плане показались более интересными. Довольно заметный в городе состав, отмечающий на днях свое трехлетие (весь Ярославль афишах), приобрел свое название от болгарского лампового комбика. Александр Ликиашвили (гитара), Михаил Почкин (бас), Олег Петрушенко (труба) и Александр Никитин (барабаны) декларируют совместное творчество. К джазу идут от рока, отчего возникает занятный синтез.
"Tang Uam" - сольный проект барабанщика "L-55" Никитина - наверное, самое яркое место концерта. Мощное симфо-этно пригвоздило аудиторию к стульям, некая глобольно-сюитная форма с отголосками SWANS, KLF. Основной упор на клавиши (Ирина Кузнецова - работает в филармонии!), вкрапления в piano-моментах нежной флейты (Анна Балаксарян) - палитра звука от арт-рока до неосимфонизма и World music.
Завершивший все дуэт акустических гитаристов "Апокалипсис" по энергетике значительно проиграл "Tang Uam"у, поэтому впечатления не оставил.
28 ноября
Мария ПРИВАЛОВА
Литературная часть фестиваля в Ярославле практически не была представлена. Заявленная в программе "Сказка" была снята в силу того, что оказалась компилятивным плагиатом, о чем любезно сообщил друг автора. Пришлось приложить немало усилий, чтобы выяснить, что же происходит в литературной жизни Ярославля и каковы "герои" города в этой области. Обнаружилось, что существует литературный клуб, который собирается 2 раза в месяц, в Ярославском художественном музее. Руководитель - Вялов Руслан, местный драматург и писатель. Как рассказал Руслан, открылся клуб в июне этого года и был принят творческой молодежью на "ура", состоит здесь около 30 человек. Часто проводятся тематические вечера, на которых юные поэты читают свои произведения. Через 2-3 месяца должен выйти сборник поэзии и прозы, в котором будут опубликованы лучшие творения всех, кто состоит в клубе. Кроме того, трое инициативных молодых людей выпускают литературно-публицистический альманах "Гамаюн". Издаются в этом сборнике в основном сами авторы: Коврайский А.Д., Алешин Я.В., Шашнин В.В. Из пяти выпушенных номеров лишь один содержит произведения других членов клуба. Альманах выходит небольшим тиражом и распространяется в кругу знакомых. Ребята пытаются выступить в сборнике, как настоящие критики, затрагивающие вопросы религии, кризиса культуры в России, вопросы метареализма и "экологического социализма". Поэтические и прозаические произведения юных дарований тоже обращены далеко не к примитивным темам. Мальчики размышляют о мироздании, о смысле жизни, даже оставляют посмертные завещания друзьям. Они пытаются зачастую решить проблемы, которые не подвластны им в силу юного возраста (примерно по 17 лет). Утопический романтизм - любимое направление автором альманаха. Кроме того мне удалось познакомится с произведениями еще одного члена литературного клуба - Надеждой Кудричевой. Романтизм пронизывает каждое произведение поэтессы. Стихи достаточно зрелые, насыщены интересными образами. На мой взгляд, ее произведения заслуживают особого внимания.
Другая поэтесса, не менее меня заинтересовавшая, Екатерина Теребенина. В свои 24 года девушка выпустила два сборника, последний из которых называется " Разговорчивая глина". Екатерина весьма легко и спокойно демонстрирует уверенное владение техникой стиха, вместе с тем высказывает в стихе себя. В стихотворениях есть печать личности, след души. Сюда нет доступа тревогам большого мира , общественной жизни. Работает Екатерина в основном направлении маньеризма, отсюда усложненность и напряженность образа, изощренная форма стиха.
Произведения Полины Сафроновой не выходят за рамки внутреннего мира, личных переживаний. Нужно отметить, что все стихотворения проиллюстрированы самой поэтессой. Видимо, и готовящийся к выпуску сборник тоже будет оформлен Полиной.
Мне был представлен еще ряд литературных произведений различных авторов, но в основной его массе - это поиск себя, путей реализации своего творческого "Я".
23 ноября
Ольга ГЕРДТ
ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ ПОД ВОДОЙ
Фестиваль в Ярославле (17 - 21 ноября) делала молодая команда, а потому представленное творчество не напрягало, не грузило и спокойно выходило за рамки традиционных жанров, поскольку попросту их не осознавало. Ярославские ди-джеи на достижения не оглядывались, а всего лишь "делали ритм" наступающего тысячелетия. Ориентируясь на дизайн, эклектику, выход искусства на улицу и размывание границ между гением и посредственностью. То есть на новое народное творчество двадцать первого века, в котором "Люди не будут говорить " Я не умею рисовать", а все будут создавать что-то свое" (из манифеста художницы Подгорновой, галерея "Арс-Форум").
Эффект получился неожиданный: смотрим в другое тысячелетие , а видим себя -- здесь, сегодня и сейчас. А потому для самих участников фестиваль сложился как шесть дней творения: по образу и подобию, но заново. Пожалуй именно в этом, а вовсе не в демонстрации достижений провинции, и заключается суть проекта "Герои 21 века". Ярославские ди-джеи-народники ,кажется, попали в самое яблочко.
"Гринпис по-русски"
Танец в Ярославле - культура молодая и очень провинциальная. В самом высоком смысле этого слова. Если здесь и делают что-нибудь "по-своему", то не для того, чтобы мир завоевать, а чтобы своих покорить. Что сужает рамки, но расширяет горизонты. Импровизационный проект Антона Косова "Гринпис по-русски" ничуть, например, не уступает поздним бежаровским шоу, агитирующим за мир во всем мире. Конструкция экологического балета прозрачна как агитка: в первой части все летают птицами, во второй - скачут оленями, в третьей изображают червяков, а в четвертой - все, что движется под водой. И был бы мир разнообразен, если бы не человек с ружьем (сквозной персонаж), планомерно истребляющий все живое. Отличие раннего русского модерна от позднего бежаровского только в одном: исполнительское мастерство не требуется, а только импровизационная одаренность. Коей, отличался, правда, один только Антон Косов. Публику, это, правда, нисколько не смущало: телесную одаренность Косова она оценила давно, но впервые , кажется, почувствовала, что их герой вырвался не известно куда, но уж точно за рамки дискотеки. В десятиминутная миниатюре "Свать-pas" Евгения Коряковского и Марии Драбовской свадебный ритуал предстает эдаким танцем на "измор". Жених и невеста, подстегиваемые музыкой Мендельсона, как вилисы в Жизели, повторяют одни и те же па, пока невеста не падает замертво, а жених не превращается вдруг из злобного манекена в рыдающего над трупом возлюбленной Ромео. Но чтобы довести зрителя до катарсиса за десять минут, следовало довериться не Станиславскому, а самой конструкции репринтного, повторяющегося танца. Открытой даже не в этом тысячелетии.
"Новый шаманизм"
В Ярославском Художественном музее организаторы проекта "Плюс-минус 20000 лет" сразу сообщили, что им пришлось поломать голову над тем, какую акцию провести. "Наши художники - традиционалисты. О модерне еще можно говорить, но contemporary никто не занимается." Подумали да нашли. Художника Владимира Ключникова, в темперной живописи да ритуальной скульптуре исследующего старый "новый шаманизм". Проект возник как интерпретация не столько мотивов, сколько самой фактуры ключниковских работ, напоминающей "обкатанную гальку, чечевицу, пену лавы и что-то современное - перфорированные карты, ленты, пленочные упаковки". В трех залах и разных направлениях - танец, компьютерная анимация, музыкальная импровизация, объекты и фотография - и развивается пространственная интерпретация ячеистой, дробной фактуры ключниковских работ.
Структура перформанса складывается естественно и без напряжения. Идеи возникают по ходу проекта, вовлекая все новых и новых персонажей, которым до "Героев" и в голову не пришло бы объединиться для подобной затеи. Произведение, упакованное в первом зале в раму традиционной "картины", в последнем - выходит в другое измерение. Двадцатый век становится для новых героев таким же воспоминанием, как для самого Ключникова древние фигурки Аями и Бутчу. Вход возможен и посторонним не воспрещен. Что само по себе славно. Независимо от того, доедет этот проект до финального фестивального тура в Москве или не доедет.
"Секонд хэнд театр"
Танцовщица Ольга Швачко тоже заглядывает в 21 век, но с большей иронией : " Какими средствами - супер-пупер-электронными, навороченными, простыми, натуральными, естественными,-- не важно." То есть, искусство будет, было бы удовольствие. Перформанс "Танец без танца" явно навеян показанным недавно в Москве проектом бельгийки Мэг Стюар "Тело будущего". В ледяное и жутковатое помещение бывшего кинотеатра "Арс" натащили аппаратуры, натянули экран-простыню, распустили нити проводов. С инсталляцией, танцовщицы (Ольга Швачко и Екатерина Тихонова), правда, почти не работали, осваивая преимущественно вертикальную поверхность: кирпичную стену, когда-то прятавшуюся за экранным полотном. До того момента, пока в произведение не вошел, в буквальном смысле, местный поэт, отчетливо обозначивший разницу между виртуальностью российской и бельгийской.
"Войти" в действие поэта, конечно, подговорили, но не учли, что поэт напьется, начнет крушить декорации, да ругать организаторов, позабывших включить его в буклет как "героя двадцать первого века".
В итоге танец и впрямь получился без танца. Поскольку внимание публики переключилось на зависшего почти под потолком поэта. Грозящее закончиться суицидом представление пришлось экстренно свернуть. Поэт, вошедший в произведение, как косовский человек с ружьем, и нарушивший экологию чистого девичьего замысла -- был в итоге из галереи "Арс-Форум" изгнан и провел вечер в местное баре "Актер", мешая водку с пивом.
А жаль. Если кто и заслуживает звания "Народного героя двадцать первого века", так это он, обозначивший полную зависимость русского contemporary не от бельгийских технологий, а от пресловутого человеческого фактора.
Двери в произведение если открываются, то для всех. От посторонних в этом рискованном пространстве никто не застрахован.
Проект "+- 20 000 лет"
Ярославский художественный музей
16 ноября - 21 ноября 1999 г.
Координатор проекта Любовь Юрова
Куратор проекта Ирина Реховских
Сосредоточенность на переходе из ХХ века порождает ощущение некоего порога времени, своеобразное "Время номер ноль" (перефразируя "DDT") - новую точку отсчета в истории человечества. Это косвенно отражено в названии проекта, которое предполагает также и некоторую "размытость" во времени. Мы путешествуем, пересекая границы, мы их попросту не замечаем. Мы обращаемся к язычеству, к фетишу, к искусству и новым технологиям. Обозреваем культурные события прошлого и пытаемся прогнозировать будущее взглядом современного человека, пусть не очень серьезно, но зато очень доброжелательно. На протяжении всей истории человечество говорит об одном и том же, но разными формами и знаками. Искусство XXI века не избежит повторения истин. Похоже на то, что мы вновь впадаем в детство, мы создаем новые игры и игрушки, но на старый лад.
Цель проекта: "Пересечь границы и засыпать рвы" между различными культурами, способствовать диалогу и восприятию целостности развития культуры.
Описание проекта: На протяжении шести дней (возникающие в данном случае ассоциации - случайное совпадение) с 16 по 21 ноября 1999 г. осуществляется развитие проекта в пространстве Ярославского художественного музея. Основной ход проекта - это изобразительная, ролевая, танцевальная и музыкальная интерпретация произведений ярославского художника Владимира Ключникова. Его работы, выполненные в традиционной технике (темперная живопись, деревянные фигурки Аями, Бутчу и др.), также по-своему интерпретируют язычество, шаманизм. Нисколько не претендуя на научную подоплеку, Ключников просто творит свой собственный миф.
Расим Фарвазитдинов выбрал тему язычества, которая близка и Ключникову. Предложил ассоциативную фотографию, но с использованием современных образов и технологий.
Изобразительная интерпретация продолжится компьютерной анимацией Дмитрия Иванова, который оттолкнулся от узнаваемой фактуры Ключникова - темперных кружочков, камушков или пузырей, и представил свой взгляд на историю развития культуры, подчеркивая ритм, задаваемый знаком.
Пузырчатая пленочная упаковка будет использована и художником по костюму Жанной Балаевой.
Связующими звеньями проекта будут ролевая (Наталья Гарафеева) и танцевальная (Светлана Шиханова) импровизации на заданные темы.
Таким образом, постепенно переходя от традиционного искусства через перфоманс к искусству новых технологий, мы снимаем границы реального и обозреваем виртуальное пространство, предлагая свой ход развития сюжета в XXI веке. Музыкальная тема (Елена Хат и Михаил Черенков), которая будет подспудно проявляться вначале и активно зазвучит завершающим аккордом - современная импровизация на этнографических инструментах, объединяет все действо и концептуально вычерчивает круговорот развития.
Участники о себе
Ирина Реховских
Родилась 9 января 1962 г. в Ярославле
1984 г. - закончила Ярославский государственный университет (ЯрГУ) (математический факультет)
1989 г. - закончила Санкт-петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) (факультет теории и истории искусства)
с 1987 г. - работаю в Ярославском художественном музее (ЯХМ),
в настоящее время - куратор Галереи современного искусства "Алле`Я" при ЯХМ
Владимир Ключников
Родился в Ярославле 12 марта 1968 г. Учился, учился и еще раз учился в школе, в училище культуры, как организатор культурно-просветительной работы. Работал в мастерской по росписи фарфора и в разных многих местах как художник - оформитель. Первыми освоенными знаками были те, что на виду у всех - формулы мужского и женского начала в общественных удобствах, тени Великого Образа.
Реальное творчество началось с 1988 г., когда в Ярославле состоялась первая выставка современного искусства (А. Кравцов, В. Кунгуров, В. Якупов). Тогда Вася Якупов спросил: "А что же ты не пишешь?", и я решил попробовать.
Работаю темперой. Импульсивная живописная фактура не привлекает. Наверное, я склонен к ремесленничеству, многотрудности и в живописи. Это породило мою фактуру - пузыри. Это обостряет восприятие или может, это средство обострения восприятия. Никто не понимает, как это сделано. Все думают, что я работаю пульверизатором или циркулем или шприцем. А на самом деле - все это кисть, застывшие капли темперы, которые задают фактурный эффект, напоминающий обкатанную гальку, чечевицу, пену лавы и что-то современное - перфорированные карты, ленты, пленочные упаковки.
К шаманизму вышел из этого "китайского" упорядоченного делания, но, конечно, по-своему. Сюжетика приходит из прочитанного или увиденного по телевизору. Аями, Бутчу, Городо, для меня - игра и не более того, объекты эстетического наслаждения, красивые деревянные куклы.
Расим Фарвазитдинов
Родился в Ярославле 24 января 1963 г. Фотографией начал увлекаться в школе. Закончил СПТУ-31 по специальности "фотограф широкого профиля". Работал в выездном фотобюро и фотосалонах Ярославля, в исследовательской пожарной лаборатории в должности старшего мастера по фотосектору. 1983-1985 гг. - служба в вооруженных силах. С 1987 г. работаю фотографом в фирме "Ярреставрация", затем в ГП "Реставрация живописи и резьбы"
Параллельно с работой закончил Московский политехникум им. Моссовета (1987-1990 гг.) по специальности "Фототехник", факультет фотожурналистики при фотоцентре Союза журналистов России (1991-1993)
С 1986 г. публикуюсь в региональной прессе. Периодически - в российских газетах и журналах. Дипломант и лауреат областных, российских и международных фотоконкурсов.
С 1997 г. - член Союза Фотохудожников России.
Первая персональная выставка "Тяжелое дыхание" состоялась в 1997 г. в Ярославском художественном музее (ЯХМ).
В 1998 г. - персональные выставки в центре современного искусства "Арс-Форум" - "Форма смысла", в Фотосервис-центре - "Сюжетные мысли", в Ярославском художественном музее.
1999 г. - персональная выставка в галерее современного искусства "Алле`Я" (ЯХМ). Участник молодежного фестиваля "Дар" и фотовыставки "Структура повседневности" в Ярославском художественном музее.
Лауреат областной премии им. А.М. Опекушина в области изобразительного искусства.
Дмитрий Иванов
Родился в Тольятти в 1977 г.
В Ярославле живет с 1989 г.
1998 г. - закончил Ярославское художественное училище (отд. Дизайн)
Работает в ОАО "Яртелеком" дизайнером
Наталья Гарафеева
Родилась в г. Иваново 12 апреля 1977 г.
С 1978 г. - ясли
С 1979 г. - сад
С 1984 г. - школа
1996 - 1998 гг. - учеба в Ивановском юридическом колледже
с 1998 г. - работаю главным бухгалтером в частной фирме
Светлана Шиханова
Родилась в Ярославле 8 мая 1979 г.
1998 г. - закончила Ярославский техникум железнодорожного транспорта
с 1998 г. - работаю в Ярославском художественном музее, где неминуемо попала на фестиваль творческой молодежи "Дар".
Жанна Балаева
Родилась 5 июня 1976 г. в Царском Селе
С 1986 г. училась живописи у Федосеева Валентина Николаевича в г. Ярославле
1991 - 1996 гг. - Ярославское художественное училище (ЯХУ), отд. Дизайн
с 1996 г. - студентка Ярославского государственного театрального института, отд. Художник постановщик-технолог драматического театра, рук. Курса Бабаев А.А.
Хочу закончить в 2003 г. Санкт-Петербургскую Академию художеств
Искусство XXI века будет параллельно искусству XXI века до н. э
Михаил Черенков
Родился 25 января 1966 г. в Ярославле.
С 1983 по 1991 - учеба в Ярославском политехническом институте (II технологический факультет) с перерывом в три года 1984 -1987 на службу в Вооруженных Силах
Работает в магазине "KETTLER - СПОРТ" продавцом - консультантом
Елена Хат
Родилась 14 июля 1965 г. в Ярославле
Казакова Наталия
Родилась в сентябре 1974 г.р.
1993 г закончила Мстерское художественное училище с 1994 ? по настоящее время студентка Костромского университета (Художественная графика) XXI век, искусство, живопись, свободное искусство, гармония техники исполнения и психологического содержания. Не опасаясь повторить некоторую тривиальность фантастических грез о будущем, для меня искусство - есть изощренная форма коммуникации, имеющая в своем арсенале и цвет, и форму, и мысль, как средства связи. Ищу новые и новые способы самовыражения, ищу русла старых и новых течений, изощряюсь и пробую, находясь в поиске и "движении". Именно таким я вижу мое окружение и себя в будущем. Представляю графические работы "Карелия" и "Sol".
Афанасьев Владислав Владимирович
Родился 21 августа 1966 года в г. Ярославле.
В 1985 г. окончил Ярославское художественное училище
В 1993 г. окончил Ярославский государственный театральный институт по специальности "художник-постановщик театра кукол"
Работал художником-постановщиком в Уфимском государственном театре кукол.
Преподает в детской художественной школе № 2 г. Ярославля
Основные выставки:
С 1989 - участие в областных выставках Ярославского отделения
Союза художников
1989 - республиканская молодежная выставка (Москва)
1991 - региональная художественная выставка (Нижний Новгород)
1991 - выставка группы "Ватерлиния" (Ярославль)
1992 - выставка ярославских художников (Ханау, Германия)
1995 - выставка "5+1" (Ярославль)
1996 - выставка "Осенняя фиеста" (групповая) в рамках фестиваля
современного искусства (Ярославль)
1997 - "Жилье человека", персональная выставка в рамках проекта
"Открытый музей" (Ярославль)
1997 - персональная выставка (Ярославль, административный
центр области)
1997 - персональная выставка (Ярославль, ГВЗ)
1998 - выставка ярославских художников в галерее
"На Бастионной "(Псков)
1998 - республиканская художественная выставка (Ярославль)
1998 - выставка в рамках фестиваля молодежного творчества
"Дар" (Ярославль)