20.03.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Осмоловский VS Институт Лифшица

ДИСКУССИЯ 2


От: Анатолий Осмоловский
Дата: Nov 27, 2003 12:10 AM

Всем привет, с наступившим новым годом!

Я уже говорил Диме, что проект обсуждения в том формате, что практиковался до сегодняшнего момента, на мой взгляд, закончился. Не потому, что все темы обсуждены или были достигнуты какие-то новые рубежи, но потому, что взятый угол зрения себя несколько исчерпал (на время - надо попросту отдохнуть). Я предлагаю начать новую дискуссию. Если ее элементарно формулировать, то об абстракционизме. Это иной угол зрения, на близкие или даже те же проблемы.

Вот, например, Дима в последнем письме поднял проблему содержания в изобразительном искусстве. Задача освобождения от содержания (от наррации) - одна из главнейших задач абстрактного искусства. Понятие содержания можно толковать в расширительном смысле - как обладание каким-либо смыслом вообще. Но такое толкование размывает проблему, переводит ее, как я уже не однократно писал, в философский ракурс, которого надо избегать, потому что это переводит проект в область нам знакомую, но сложную для адекватной работы.

На мой взгляд, абстрактное искусство обладает очень понятными (и еще пока не забытыми) художественными задачами. Имеет достаточную для обобщений историю, а так же содержит в себе бесконечную цепь различий.

К сожалению, возникшее в Советской России с конца 50-х годов абстрактное искусство только в единичных своих представителях достигло новых горизонтов (Злотников, Турецкий, Прокофьев, Слепян). Но даже достигнутая новизна не была адекватно осмыслена. Вся эта тенденция, изначально развивающаяся как тенденция преодоления литературности, была в конце 60-х - начале 70-х задавлена концептуализмом. Концептуализм для Советского искусства - это своего рода затмение ума. Никто, конечно, не отрицает его масс-медийных (а в ряде случаев и художественных) достижений, но вот восприятие искусства для нескольких поколений художников он исказил самым существенным образом. Он заменил чувственное восприятие искусства рассудочным. Одной из ярких и вместе с тем беспомощных попыток преодоления рассудочности восприятия искусства стала деятельность художника Лейдермана 90-х годов. Его выдуманные, буквально "высосанные из пальца" инсталляции, симулирующие безумие, "решительный" отказ от рациональности были беспомощной попыткой преодолеть рассудочность концептуализма рассудочным отказом от рассудочности. Однако подлинное преодоление находится совершенно в иных областях.

Реактуализация абстрактного искусства сейчас кажется каким-то нонсенсом. Однако в ситуации отсутствия права искусства на существование именно абстрактное искусство, освобожденное от содержания, от сюжетного и видимого ремесленного самооправдания, ставит наиболее радикальным образом эту проблему перед обществом. Реалистическое искусство в этом смысле бесконечно оправдывается перед обществом и самим собой. Возможно, при возникновении общества свободного от отчуждения реалистическое искусство станет единственно возможным образом художественного выражения, но в современных условиях об этой гипотетической возможности абсурдно даже размышлять. Напротив, абстрактное искусство ставит перед обществом в наиболее рельефной форме центральную политическую проблему прошедшего века: насущную необходимость социальной революции. Оно не есть выражение какой-то мифической свободы (как это интерпретировали критики 50-х годов), напротив - абстрактное искусство (особенно сейчас) есть развернутый показ индивидуальной несвободы, насколько вообще могут совмещаться такие понятия как искусство и свобода. Иными словами абстрактное искусство фундаментально политично (опять же насколько вообще может быть политично искусство).

Вот первый уровень рассуждений о современной возможности абстрактного искусства.

Надеюсь на адекватную реакцию
Толя



Письмо №1

версия для печати
 









Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования