Вокруг Гельмана 4 тезиса
1. Многие сетуют, что компьютер изменил "процесс творчества", сделал его менее тактильным, а значит и менее вдохновенным. По-моему, это всего лишь проблема одного поколения литераторов (художников), которым трудно, некомфортно переучиваться.
2. Гораздо более фундаментальное изменение – исчезновение оригинала (будь то текст или картина).
Во-первых, наше восприятие искусства воспитывалось на благоговении перед "подлинником" и пренебрежении к копии.
Во-вторых, на этом построен художественный и антикварный рынок: оригинал – миллионы долларов, копия – 50 центов.
В-третьих, процесс творчества в виде черновиков перестает быть доступным широкой публике.
3. Однако я не думаю, что в связи с этим наступит очередная "смерть искусства". Художественный рынок в том виде, в котором он существует, грохнется. Но велика ли беда? Новая компьютерная среда дает повод надеяться на всплеск модернистской стратегии с ее обязательными атрибутами: великими открытиями, кумирами, ощущением умопомрачительных перспектив.
4. Если "исчезновение подлинника" касается все-таки в большей степени изобразительного искусства, то демократизация процесса опубликования текста – проблема литературной жизни. Замечательно, что в Интернете есть Пелевин и Пригов, но там есть еще столько всего... Моя душа просит цензора, который поможет мне обособиться от самовыражения. Думаю, новой культовой фигурой, новым Толстым будет Цензор – создатель LINKа.