16.12.2018 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Вокруг Гельмана


Культурная машина
Манифест оптимизма

Проект GIF.RU видится мне не столько информационным ресурсом, сколько элементом новой культурной машины. Это предполагает, что главенствовать здесь будет не отстраненный взгляд критика, а пафос культурного строительства. Это предполагает и четко сформулированную позицию по отношению к самому предмету - Искусству России. Нас интересует не региональное искусство, а явления мирового искусства на территории России. Мы будем лояльно и заинтересованно поддерживать явления единого культурного пространства, где бы они не появились, и будем безразличны к явлениям, пусть даже социально успешным, но местным.

Проект GIF.RU - это наш манифест оптимизма и наш "протокол о намерениях". Вопреки убогой культурной политике, современное искусство в России развивается. Вопреки изоляционистским тенденциям в обществе - русские художники и литераторы говорят на интернациональном языке современной культуры. Мировые тенденции, так или иначе, отражаются в искусстве не только Москвы и Питера, но Екатеринбурга и Калининграда. Все то, что могло состояться усилием личностей - состоялось. Не было лишь одного - культурной политики, без которой невозможно обратное - влияние русского искусства на мировой художественный процесс.

В Российском сознании - и в сознании правящего политического класса и в массовом сознании и в сознании интеллигенции, увы, место искусства будущего занято искусством прошлого. Тридцать лет назад, семьдесят или сто пятьдесят. Накладываясь на кризисные явления в мировой культуре и на легко обретенную привычку местных начальников к фаворитизму, этот факт создает для современного искусства России причудливую нишу. Проект GIF.RU будет формировать иную картину Российского Искусства и не только в сети, и не только в России.

В России существует, помимо прочего, огромный разрыв между столичным и провинциальным контекстами. Одна из целевых установок GIF.RU - их сопоставление. Преодолеть разрыв - значит осуществить культурную политику. Сегодня актуальное искусство метрополии фактически не имеет связи с провинциями. Между тем, в провинции есть талантливые и вполне сформировавшиеся художники, которые в местном контексте третируются. Задача GIF.RU - увидеть, выбрать, дать первый толчок к успешной карьере и таким образом повлиять на культурную вменяемость местных институтов культуры. И в первую очередь, на политику музеев, чиновников и образовательных институций.

История с Золушкой - это русская версия американской мечты. У себя в семье, в своем региональном контексте она считалась ленивой, некрасивой, глупой, ни на что не годной. Последней. Нужно, чтобы пришел кто-то очень сильный извне (принц) с какой-то абсолютно новой системой критериев для того, чтобы найти, по достоинству оценить, возвысить.

От творчества к искусству

За последнее десятилетие огромная культурная машина, функционировавшая в Советском Союзе, съежилась. В наследство от советского времени нам досталось более двух тысяч художественных музеев. У нас есть союзы художников, есть художественные школы, то есть вроде бы деталей для культурной машины предостаточно. Но для того, чтобы собрать из деталей машину, надо знать, как она функционирует, понимать ее устройство. Понимания нет. Его не было ни у прошлого Министерства культуры, ни у нынешнего, тем паче нет его и у московских властей.

Между тем культурный механизм базируется на нескольких достаточно простых законах. Для того, чтобы их усвоить, надо, прежде всего, преодолеть советский штамп "искусство и творчество", что означает почти приравнивание творчества к искусству. Творческих людей очень много, в России особенно. Сотни тысяч. Все они пассионарны, креативны, нуждаются в самореализации. В сравнении с этими цифрами круг явлений, относящихся к искусству, вошедших в историю нашей культуры, крайне ограничен. Русское изобразительное искусство XIX или XX веков - в лучшем случае сотня имен.

Основная задача культурной машины - максимально использовать творческий потенциал для формирования национального искусства. Она обязана выполнять несколько функций. Функция первая - ориентировать. Творческий человек самоопределяется, ищет для себя высокие планки, искусство дает ему образцы, и культурная машина должна донести эти образцы до человека. Вторая функция - отбор и восхождение. Если первая функция - образовательная, то вторая - фильтрующая.

Культурная машина работает "по вертикали", от творчества к искусству, от регионов - к центру. В центр стремятся люди, в регионы возвращаются культурные образцы. Сеть Интернет удивительным образом позволяет отменить протяженность, и поэтому GIF.RU будет фильтром, равноудаленным от явлений искусства Москвы и Владивостока.

От прошлого к будущему

И, наконец, культурная машина должна обеспечивать связь между прошлым и будущим. Искусство шестидесятников (как бы мы к нему ни относились) уходит, становится частью истории. Между ним и тем, что принято называть искусством актуальным, нет преемственности, и этот исторический разрыв целыми поколениями переживается, как катастрофа, как разрыв в мироощущении. Культурная политика в России должна быть направлена на сглаживание швов между двумя историческими формациями, восстановление связи между поколениями.

Итак, три основные задачи культурной политики - сберечь прошлое, гарантировать будущему возможность развития и обеспечивать взаимосвязь между ними. Без попытки выстроить взаимодействие между прошлым и будущим, без понимания того, каким образом прошлое влияет на будущее, московский пафос восстановления превращается просто в набор смет. Смета строительных работ, газопроводных, других... Сделали набор этих работ. Получили храм? Не получили. Потому что не было понимания того, каким образом выстраиваются культурные связи.

Сегодня, когда смена парадигм в искусстве происходит гораздо чаще, чем биологическая смена поколений, мы получили феномен "сожительства" представителей разных культурных эпох в одних музеях, галереях, журналах - в одном культурном пространстве. Культурная ткань становится очень причудливой, легко расслаивается на автономные группы, в каждой из которых наработаны свои параметры оценки, существует свой язык общения, свои знаковые системы. Задача научных институтов - привести эти языки к чему-то единому. Оставаясь независимыми наблюдателями, они должны заниматься "сшивкой" - формировать общее для всех коммуникативное пространство. GIF.RU предоставит свою территорию для всех исследователей, критиков, историков искусства, теоретиков и будет стимулировать появление адекватных описаний художественной ситуации.

От произвола к разделу сфер влияния

В сегодняшней России исследовательский институт как институт в искусстве третируется - наши властители выстраивают свои взаимоотношения с искусством на принципе фаворитизма. Если президент или мэр выбирают главного художника, или главного музыканта, или главного литератора, то эти институты уже как бы и не нужны. Во всем мире сегодня ни один политик не возьмет на себя прямое финансирование деятелей искусства. Оно осуществляется только через посредничество специальных культурных институций. Наши политики, делая это напрямую, полностью нивелируют значение культурных посредников. Самый яркий пример - Лысенко, великий ученый при Сталине. Вся наука становится отверженной только потому, что Сталин решил, что Лысенко - великий ученый. Умер Сталин, с ним исчез и Лысенко, наука снова выросла, но какой огромный ущерб она понесла! Фаворитизм - чудовищная болезнь нашей власти. Не только потому, что это несправедливость, не только потому, что нынешний мэр имеет плохой вкус (следующий может иметь хороший). Дело в другом: фаворитизм вычеркивает институты, которые очень важны для формирования нового языка, сшивающего прошлое и будущее. Я занимаюсь политикой не потому, что хочу ею заниматься - пока Лужков занимается культурой, я занимаюсь политикой, чтобы объяснить ему: это противоестественная ситуация.

Поэтому GIF.RU будет не чураться политики и политиков, наоборот: способствовать достойному, адекватному и естественному включению российского искусства в российское общество.

Невменяемость нашей власти проявляется в том, что она даже не осознает своих просчетов: "Ну что ж тут такого, я же отдал Шилову... Я не забрал у Иванова". Они не понимают, что в культурном механизме это может привести к разрушительным последствиям. Выстраивается достаточно сложная система критики (в современном искусстве очень тяжело ее выстроить), она базируется на целом ряде структур: Институт культуры, Третьяковская галерея, РГГУ, Центр Современного искусства. Складывается система репутаций, формируются концепции... И вдруг мэр Лужков дарит помещение великому художнику Шилову, и становится понятно: все вышеназванное не нужно, нужно другое - нравиться Лужкову. Это и есть третирование настоящего искусства. Я уверен, что мэр Берлина так же плохо разбирается в искусстве, как и мэр Москвы. Но мы ничего об этом не знаем и никогда не узнаем. Разве что окажемся у него в спальне и увидим на стене дурную картинку. На культурную жизнь Берлина вкусы градоначальников, разумеется, никак не влияют.

У политической элиты есть свой способ формирования - выборы - и свой способ ротации. У культурной элиты он тоже есть: консенсус, критика... Иерархия в искусстве - понятие менее однозначное, чем в спорте или в политике, но она существует. Культурный механизм будет нормально функционировать только в том случае, если эти элиты начнут взаимодействовать между собой на равных, выработают способы такого взаимодействия, признают друг друга.

Интернет дает удивительную возможность, которой не было ни у кого из культуртреггеров прошлого - описать субъект культурной политики, обсудить ее стратегию и выявить основных участников процесса вне государственной машины. Рискуя снова быть обвиненном в излишнем пафосе, я уверен, что новый проект GIF.RU сыграет именно эту роль.



Материалы по теме :

Gif.Ru - Искусство России









Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2018 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 Сегодня, мы гарантируем Вам самые низкие цены на новый Ssangyong в Москве, приезжайте, и мы Вам это докажем.
Поможем Вам по-настоящему недорого купить МАЗ в Москве, посетите автоцентр нашей фирмы, Вы будите приятно удивлены доступность наших цен.