16.12.2018 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Вокруг Гельмана


"Радек" II

К "Радеку" можно относиться по-разному, и каждый из этих подходов будет верен. Первый подход: есть журнал, который появился просто потому, что была некая ниша, и Анатолий Осмоловский – человек, хорошо чувствующий конъюнктуру, – понимал, что нишу эту надо занять. Журнал занял нишу интеллектуального левого журнала – и в этом смысле к нему можно предъявить претензию, причем даже не к его качеству, а к тому, что он так редко выходит. Но вот выпущено два номера. Первый – заявка на что-то очень большое, второй – этакая пародия на первый... Говорят же, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой – в виде фарса. Журнал стал жертвой того, что Осмоловский нишу попытался приватизировать – все-таки это его персональный проект.

Второй подход предполагает разговор об идеологических и партийных изданиях в современной России. Если взять то, что издают "Яблоко", "Наш дом Россия", коммунисты, мы увидим, что любое партийное издание сегодня не очень интересно – просто потому, что партийный дискурс в России несколько неуместен. И явные преимущества "Радека" на фоне таких изданий очевидны. Одно из главных – определенная ориентированность на некий интернациональный контекст: среди всех наших левых "Радек" – единственный журнал, который пытается увидеть в левой идее не идею изоляции от капиталистического Запада, а, напротив, идею объединения людей левых взглядов в разных странах. Он пытается соединить левую идею с понятиями современности, тогда как наши левые соединяют ее с каноническим – и очень архаичным – визуальным рядом, архаичной стилистикой. И, наконец, третий взгляд: надо иметь в виду, что "Радек", конечно же, художественный, то есть не журнальный, проект, и относиться к нему как к чисто журнальному – а к Осмоловскому как к издателю – нельзя. Вся его конструкция выстроена как некая провокация: журнал, который должен обязательно кого-то задеть – и в этом смысле под видом журнала на самом деле существует художник Осмоловский. Такие три позиции кажутся вполне адекватными. Ну а поскольку разговор о "Радеке" все равно перейдет к разговору об Анатолии Осмоловском, могу сказать, что чем дольше он работает, тем больше мне понятна и интересна его позиция: последовательная попытка доказать, что, в каком бы направлении ни развивался мир, ему не обойтись без левых радикалов. Они – острая приправа действительности, и Анатолий хочет этой приправой быть.

Что ждать от следующего номера – вопрос сложный. Насколько я понимаю, ни один из двух имеющихся номеров не предполагает продолжения. Между первым номером и вторым – полтора года. Журнал все уже похоронили, и тут, когда все были абсолютно уверены, что он больше не выйдет, второй номер и появился. По-моему, "Радек" должен всякий раз рождаться заново: журнал всегда должен отслеживать актуальную информацию, а "Радек" не актуален, это произведение искусства со своими задачами. И потом, его напряжение, некая сверхценность... Он потеряется, если будет выходить часто. "Радек" может стать как бы базой данных, но для него отсутствует настоящая аудитория, все-таки не слишком радикальная. Вот, к примеру, Дугин... Достаточно неглупый человек, он в своих "Элементах" делает определенные реверансы патриотической идее – и свою аудиторию получает. "Лимонка" работает исключительно на молодежное хулиганство, чувство противоречия и на идеологии не настаивает. Сегодняшний идеологический журнал – это журнал, заявляющий, что есть некие тексты, в которых сокрыта истина, что сейчас истины будут прочитаны или объяснены... Есть в этом какая-то неуместность. Я считаю, что из трех вариантов (партийно-идеологический журнал, персональный художественный проект Анатолия Осмоловского, попытка включения левого дискурса в российский контекст) к журналу надо относиться все-таки как к персональному проекту Осмоловского. И в принципе удачному, потому что в каком еще виде может существовать сегодня в России радикальное искусство, когда настолько радикализирована жизнь? Может как раз оказаться, что журнальная форма жизни – заявления, объявления, рассылка писем – то, чем занимается Анатолий, – это и есть самая верная стратегия. Правда, всегда будет ощущение слабости, ощущение игрушечного революционера – и не от Осмоловского это зависит. Что бы он сегодня ни сделал, он толерантен по отношению к ситуации. Без крови сегодня никому не докажешь, что ты радикал.



13.08.1998 |  Марат Гельман,
Русский Журнал

версия для печати
 









Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2018 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 Доступные цены на корейские авто SsangYong Actyon в автосалоне Авалюкс.
Продается хорошая мебель для гостиниц от фирмы Лианозово-Мебель это стильная гостиничная мебель в большом ассортименте