Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Марат Гельман: «Вкладывать в искусство иногда фантастически выгодно»


Справка "Р.Б.":
Марат Гельман. Родился в 1960 году в Кишиневе. В 1983 году окончил Московский институт связи. С 1988 года коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки. В 1990-м основал одну из первых частных галерей Москвы.

Галерея Марата Гельмана лидирует во всех рейтинговых списках, базирующихся на таких показателях профессиональной работы, как уровень мастерства художников, искусство организации выставок и коммерческие результаты.

В галерее проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Однако известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», патриотический проект «Новые деньги» и др.

Женат. Двое сыновей.

Бизнес-хобби без комментариев

"Реальный бизнес": – Вы известны не только как влиятельный политтехнолог, но и как успешный галерист и эксперт по современному искусству. Для вас это жизнь, хобби или бизнес?


Марат Гельман: – В разные периоды жизни по-разному. Как бы то ни было, с 1990 года до 1995-го – галерея, а значит, искусство, была для меня единственным занятием. То есть была и бизнесом, и жизнью, и хобби. С 1987-го по 1990-й – хобби. С 1996-го по 2002-й – этаким тылом, куда я возвращался после "политических битв". Сейчас снова бизнес.

"Р.Б.": – Ваш новый художественный проект "Россия-2" относится больше к искусству или к "политическим битвам"? И если можно, в чем главная идея этого проекта?

М.Г.: – В первую очередь к искусству. Суть проекта в том, что мы демонстрируем, что в России есть два практически не пересекающихся социума. Они соотносятся друг с другом, как лес и подлесок. "Россия-2" более интернациональна, устремлена в будущее, критична к власти. Социум "России-1" строится вокруг бюрократии и крупного сырьевого бизнеса, социум "России-2" – вокруг искусства и среднего бизнеса. Проект не привязан конкретно к моей галерее – это экспозиция в контексте многих музеев и выставок.

"Р.Б.": – Насколько развит в России рынок современного искусства?

М.Г.: – Плохо развит. То есть на нас еще, может, пять галерей его достаточно, но для России в целом – считай никак. Скорее, зародыш рынка, в котором есть все, чтобы развернуться как только... но вот это как только не наступает. В советское время у граждан все-таки отбили охоту к коллекционированию.

"Р.Б.": – А государство помогает развитию этого рынка? Например, оказывает ли художникам или галеристам финансовую поддержку?

М.Г.: – Государство не помогает рынку, это ладно. Государство не имеет культурной политики в целом. Искусство для них – это концерт после съезда или увековечение в бронзе чьей-то памяти.

"Р.Б.": – Может ли галерейный бизнес быть в России прибыльным?

М.Г.: – Да, конечно. Но это нелегкий бизнес. И обязательно надо работать с западными коллекциями, частными или музейными, неважно.

"Р.Б.": – Вы сказали, что этот бизнес "нелегкий". В чем главная сложность?

М.Г.: – Когда вы продаете, например, машины, покупатель понимает, что есть себестоимость и есть цена, которая как-то вырастает из себестоимости. Цена на искусство не вырастает из себестоимости. Ценовая политика – это первая трудность. Искусство не относится к вещам первой или второй необходимости. При всяких потрясениях художественный рынок страдает первым.

"Р.Б.": – Современное искусство стало восприниматься многими состоятельными людьми как инвестиционный инструмент. Это действительно выгодно, и если да, то насколько?

М.Г.: – Бывает фантастически выгодно. Сами судите: из десятка тысяч художников в историю искусства попадут тридцать, вот такими могут быть и выигрыши, т. е. в тысячу раз. Но это удача. В среднем рост не больше, но и не меньше банковских процентов.

"Р.Б.": – Вы можете назвать тех представителей российской элиты, которым интересно современное искусство?

М.Г.: – Пусть это пока останется профессиональной тайной. В сегодняшней ситуации они могут этого не хотеть.

"Р.Б.": – В какие жанры и в каких художников сейчас стоит вкладывать деньги?

М.Г.: – Жанры – сегодня атавизм. А список художников... Группа АЕС+Ф, сибирский проект "Синие Носы", Олег Кулик, Валерий Кошляков, знаменитый тандем Виноградова и Дубоссарского, Дмитрий Гутов, Виктор Алимпиев – всего имен тридцать.

"Р.Б.": – Касательно жанров, с классическими объектами ("холстами и скульптурами") все ясно, но каким образом можно купить, например, сложную инсталляцию или перформанс?

М.Г.: – Точно так же. Что касается перфомансов, то продаются фото. На Фиаке в Париже наиболее коммерчески успешными были видеоработы "Синих Носов".

"Р.Б.": – Насколько актуальное русское искусство конкурентоспособно на мировом арт-рынке?

М.Г.: – Гораздо более конкурентно, чем любая другая отрасль, но проблемы есть.

"Р.Б.": – Если не секрет, в чем эти проблемы?

М.Г.: – За русскими художниками не стоит развитый российский рынок. Например, когда французкий и немецкий галеристы сотрудничают, то схема простая: француз открывает свой рынок для немецких художников, и наоборот. Нам нечего предложить взамен. Но само русское искусство на уровне и более того.

"Р.Б.": – Каковы актуальные тенденции арт-рынка? Правда ли, что в моде опять соцреализм?

М.Г.: – Это неправда. Соцреализм имеет свою цену (как период в советском искусстве), но провисает между рынком антиквариата (еще им не стал) и рынком уличным (наравне с хохломой и палехом), в котором нет имен, а есть узнаваемость традиции.

"Р.Б.": – На мнение каких арт-критиков стоит ориентироваться при покупке произведений актуального искусства?

М.Г.: – Критики отслеживают тенденции, а не качество. Поэтому ориентироваться надо на экспертов. То есть галеристов.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/artists/mg/real-business/