Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Елена Ковылина: "Как я не стреляла в Гельмана"


"Остановите эту сумасшедшую, не пускайте в галерею Ковылину, она хочет повторить перформанс Валери Соланас, берегите Гельмана, она его убьет!!!"
Анонимный телефонный звонок в галерею Гельмана 31 мая 2001


"Пули холостые! - Вы не Уорхол, а я не Валери Соланас!
Елена Ковылина"



Отель Мариотт, Тверская 26, бутик James,
воскресенье, 3 июня 2001 г., закрытие недели Уорхола в Москве


Идея перформанса возникла на выставке, подготовленной Маратом Гельманом, в L-галерее. Выставка оставляла странное ощущение несоответствия галерейному пространству своей музейностью. Сама фигура Уорхола представляет собой мумию от искусства, когда происходит попытка копирования и почти дословного воспроизведения стратегий. Естественно, выполнение работы в технике шелкографии сегодня, напоминает скорее салон, нежели contemporary art. Вообще, сложно сказать что-либо интересное на плоскости в стилистике произведений Уорхола, чтобы это не выглядело бессмысленно.

Для меня совершенно очевидно, что ключ к восприятию фигуры художника лежит через другую, сыгравшую в его жизни роковую роль, личность, феминистку Валери Соланас.

Я убеждена, что без этого эпизода - покушения на Уорхола, вряд ли его и без того исключительная жизнь прибрела бы экстравагантный ореол мученичества. Как известно, цены на произведения Уорхола выросли после покушения в несколько раз, сам художник проявил невероятную лояльность даже к собственной убийце, первой фразой которого после выстрела, был вопрос " Вы снимали?" и убеждение, что этого выстрела он ждал всю жизнь.

Я как художник, работающий, во-первых, с контекстом, во- вторых, с феминистcким дискурсом и, в - третьих, занимающий критическую позицию, не могла в рамках недели Уорхола в Москве, не воспользоваться возможностью прекрасной цитаты. которую, казалось бы реальность сама подносит мне на блюдечке.

По уже сложившейся (моей собственной) традиции, мне нравится заявлять о повторе известной акции или событии, но при этом не оправдывать ожидания публики. Заявление о повторе рождает в сознании зрителя определенную заданность, траекторию восприятия произведения, и в какой-то момент отход от этой траектории определяет некий сдвиг, который и создает необхолимую странность, напряжение и одновременно новый смысл. Таким был перформанс в Сочи на симпозиуме море "Спасите мою душу", когда я сказала, что буду повторять перформанс французского дадаиста Артура Кравана, уплывшего на маленькой шлюпке в Средиземное море совершать кругосветное путешествие, и пропавшего без вести. Но на самом деле я ставила эксперимент с восприятием, оставшихся на берегу свидетелей моей акции.

В перформансе "Как я не стреляла в Гельмана" я создаю зеркальное отображение акции, происшедшей почти 33 года назад. Но при этом я не совершаю антидействие, стреляя холостыми патронами, утверждаю, что я не Валери Соланас, а Гельман, являющейся одним из устроителей фестиваля, деятель национальной арт сцены, все же не Уорхол.

2 июня 2001 г.

Ковылина Елена Евгеньевна.


*  *  *

Текст Вилли Мельникова,
лично знавшего кузину Валери Соланас, Кэрол Тревери,
написанный специально для Елены Ковылиной, автора акции "Я стреляла в Гельмана"

Кэрол Трейвери - кузина Валери Соланос - рассказывала автору настоящего текста: "В начале 1970-х, после выхода из психлечебницы, Валери говорила: "Я не хотела убивать Энди Уорхола - просто попыталась дать ему понять, что быть редким растением - значит уметь счищать с себя засохшие ветви и не дпвать живым плодоносить одной только мертвой кожурой плодов". И Валери называла себя главной улицей непостроенного города, по которой бесконечно ходят несостоявшиеся строители, споря о ее названии, и не догадываются, что названием давно стало эхо их шагов. А лучший памятник Уорхолу - это грохот моих выстрелов в него!" - усмехалась Валери".

Валери Соланос пережила Энди Уорхола на два года, умерев в 1989 г. в Лос - Анжелесском приюте для бездомных. Годом раньше от наркотиков погиб молодой американский художник Жан-Мишель Баскиат - близкий друг Уорхола. Баскиат вспоминал слова Энди: "Мне нет нужды подписывать свои работы после пальбы Валери: она своими пулями подписала их моим именем до конца наших жизней".

Кэрол Трейвери утверждала, что ее кузину раздражало, когда манифест - "SCUM", считающийся ныне классикой феминисткой литературы, - многими воспринимается как вопль мужененавистницы. Валери замечала: "Да я просто жалею мужчину! Если он, играя с тобою как с плюшевым кроликом, вдруг оторвет тебе ухо, - значит оно потребовалось ему как повязка на глаза, чтобы не смотреть на себя со стороны!...".

И последнее. У кельтских племен был ритуал: похоронив своих погибших сородичей, кельты шили из желчных пузырей животных мешочки, наполняли их овечьей кровью и бросали в начертанное на камне изображение бога подземного царства Цернунна. Считалось, что этим действом уравновешивается загробный путь погибших, не позволяя потусторонней равнине накрениться и сбросить их души в небытие. Именно такую добрую услугу душам Энди и Валери содеяла Елена Ковылина. К тому же, замыслив эту акцию, художница не знала о кельтском обряде! Но от власти Церцунна необходимо дистанцироваться, и именно поэтому художница обязана провозгласить своей "мишени" что что он - не Уорхол, а она - не Соланос!... Кстати, эти фамилии очень говорящие: Соланос по-испански - "солнечные годы" (в смысле "лучшие времена"), а Уорхол, или правильнее Вархола - по старо-словацки - "внезапный спешный отъезд". Так что теперь души обоих, возможно, смогут уехать в свои лучшие годы!..

3 июня 2001 г.

Вилли Мельников - специально для Елены Ковылиной



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/artists/mg/strelyala-ne-strelyala/