16.12.2018 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Вокруг Гельмана


Медиа-мафия Марата Гельмана - от башен Кремля до Тян-Шанских елей

Вообще для меня интернет, кстати, не очень давний - года три всего, начался с московско - казахс/станс/кого интернет-журнала "Арба". Причем начался сразу, практически и как для пользователя и как для автора, поэтому я этому журналу, который выпускает в Москве наша соотечественница художник и дизайнер Аэлита Жумаева искренне благодарен. Довольно долго я выходил в net именно с Арбы и до сих пор бывает, по привычке начинаю с него свои путешествия, особенно по пятницам, в день обновления.

Мне кажется что до сих пор ни один бумажный литературно-художественный, или даже публицистически-философский журнал в Казахстане этот net-проект не превзошел, а авторы появившихся (слава богу, что появившихся все-таки) отечественных печатных изданий охотно в Арбе публикуются. В этом журнале сохранилась какая-то первоначальная легкость устремлений, когда проект, входящий в систему сайтов известного московского галериста Марата Гельмана www.guelman.ru и задумывавшийся как проект о современном искусстве Казахстана, вобрал в себя и культурологию и этнографию, причем, поскольку это делается, во многом казахской диаспорой в Москве при живом контакте с родиной, этнография тоже не выглядит замшелой. Вообще все патриотические проекты нужно, наверное, делать вдали от родины - чтобы по-настоящему соскучиться и чтобы вся внешняя патриотическая шелуха с тебя соскочила.

Кто сегодня публикуются в Арбе? Ну, во-первых, я (это я так шучу, как вы понимаете, ни на счет того, что публикуюсь, а на счет того, что, во-первых). На сайте висит вступительная статья Олжаса Сулейменова к книге "Язык письма", опубликованы стихи нашего канадского соотечественника и большого русского поэта Бахыта Кенжеева, рассказы Асель Омар, много молодых имен, в том числе Аскар Туганбаев, Мади Мауленов. Из политических обозревателей - Татьяна Дельцова пишет сейчас в Арбу то ли из Москвы, то ли из Америки. Сайт первоначально задумывался как сайт современного искусства, но с казахской широтой включил в себя, конечно, и литературу. Тем более что чем дальше, тем больше, расстояние между современными художниками и литераторами уменьшается. Из художников же, причем художников сверх актуальных на сайте самый социализированный и наиболее включенный в московскую среду, хотя и пребывающий сейчас в Алма-Ате - Канат Ибрагимов с галерей радикального искусства "Коксерек" - там можно увидеть все его кровавые акции прошлых лет - и с зарезанным на глазах у зрителей бараном, и с зарезанным же петухом. Причем сейчас, уже по прошествии времени и глядя на это из Казахстана, можно сказать, что Канат воспроизвел все же довольно традиционные для нашей страны ритуалы - никто же ни от бешбармака, ни от плова не отказывается - просто для Москвы это тогда было шоком, на который художник, собственно и рассчитывал... Представлен еще один, очень интересный наш художник - Ербол Мельдебеков, он работает по сути дела с чучелами животных, с мясом, костями - настоящие копыта на постаменте - его "Памятник неизвестному завоевателю". Если Канат сейчас пользуется успехом в Юго-Восточной Азии и Японии - он единственный вообще из людей "нашего пространства", участвовал в этом году в фестивале японского перформанса, в Токио, то Ербол, со своим "варварским дискурсом", получает больше приглашений из Западной Европы, недавно, например, вернулся из Рима.

Вообще, нашему казахскому/казахстанскому проекту очень повезло, что он изначально оказался включен в систему интернет-проектов Гельмана, посвященных современному искусству, потому что такое сегодня проект Гельмана - это мощная империя, это портал, на котором собраны ссылки на более тридцати сайтов, входящих в его систему, это четыре дружественных и поддерживаемых журнала, среди которых наша "Арба", "Художественный журнал" - самый серьезный и культовый журнал о русском актуальном искусстве, редактируемый В.Мизиано, сейчас электронная версия стала обновляться не так медленно, как раньше. "Голос ПГ" - один из самых отвязных журналов российской альтернативной культуры, последний анонс звучит, как "Скинхеды против фашизма", журнал "Максимка" - питерский журнал о современном искусстве, издаваемый Максимом Райскиным и Анной Матвеевой, очень милый, очень насыщенный, с интервью с Гройсом, Катей Деготь, но обновлялся последний раз черт знает когда.

С тем, чтобы попытаться понять, что же собственно такое современные московские галереи, каким образом существует и откуда пошли, на сайте Гельмана стоит прочитать очень подробную и обстоятельную статью Дмитрия Барабанова(младшего) "Феномен московских галерей. Из опыта галереи М.Гельмана и XL -галереи.", кстати, там поворотной точкой для развития современного искусства считается организация на излете Советского Союза в Москве аукциона "Сотби", на котором несколько набросков "чердачного" художника Гриши Брускина дали стране сразу столько денег, сколько среднего размера химический завод за год работы. От этого тогда у многих крыши посносило - и у художников, и у власти... С www.guelman.ru можно выйти на портал геокультурной политики www.gif.ru, на котором есть новости о современном искусстве практически из всех регионов России. Сегодня на нем висит проект "Агитация за искусство", представленный в галерее Гельмана. Суть проекта в том, что художники изготавливают листовки, агитирующие за современное искусство, а затем они вывешиваются на сайте, родом идея из Екатеринбурга, где листовки художники расклеивали и на улице, посыл вроде бы в том, чтобы приблизить сов. искусство к товарности, а где-то и к базарности, то есть разрекламировать до уровня продаваемости. Листовки есть остроумные, можете сходить посмотреть. Информ. агентство культура, еще один путь для ищущих культурных новостей. Слава Курицын, о лихом сайте которого "Современная русская литература со Славой Курицыным", уже писала в нашем журнале Лиля Калаус, пожалуй является лучшей иллюстрацией к теме сращения художников и литераторов, которая в московском искусстве произошла давно, а в казахстанском намечается. На том, о чем он сейчас пишет на своем весьма вольном и раскованном сайте (он, кстати, пожалуй создал как раз этот жанр в российском интернете - расслабленно-необязательного и в то же время - обязательного литературного обзора), так вот Слава Курицын, вернувшись с побережья Адриатики, где он отдыхал, видите ли, пишет о Венецианской биеннале, проходившей неподалеку от его отдыха. А поскольку эта самая биеннале едва ли главное событие в художественной жизни человечества в этом году, то раскованный и умный треп об этом весьма занимателен. Слава даже, не в пример себе, пишет об биеннале много и оказывается достаточно обстоятельным, чего с ним обычно не происходит (поскольку ленив, как большинство русских писателей). Пересказывать его тексты бессмысленно - лучше сами посмотрите, но от нескольких соображений по ходу не могу удержаться. Венецианская биеннале "открыта" до октября, называется она в этот раз "Плато человечества",(в некоторых интерпретациях - "Подмостки человечества") русский павильон на биеннале, одним из кураторов которого выступает ар т- критик Катя Деготь - это ее дебют в роли куратора, представлен на сайте того же Гельмана. Художники русского павильона - Ольга Чернышова "с изображениями дам на лайт-боксах в роскошных шубах, застигнутых в московском метро", про работы еще двух художников - Сокова и Шутова написано что-то невразумительное, но я так понял что это некие динамические фигуры. Русский павильон Курицыну не очень, что в общем понятно - когда это нам наше нравилось. В целом же он живо передает ощущения того, что, дескать, актуальное искусство повернулось, наконец лицом к жизни и что это дескать так и было задумано - подмостки человечества, все искусство двадцатого и теперь уже двадцать первого века - для людей. Никакой зауми - любовь, жизнь, смерть. Про известнейшего нашего раньше, а теперь американского художника Илью Кабакова, Слава пишет, что он, дескать, представил, как ему свойственно гору строительного мусора с куском поезда и бегущей строкой "В будущее возьмут не всех." А про "человека-собаку", художника Олега Кулика, выступавшего от Югославии, что он сделал нечто отражательное, когда люди, пейзажи и гориллы сняты отдельно, а потом смонтированы вместе и публика, проходя отражается в работе и как бы попадает внутрь нее. Можно поверить, что интересно. Сайт же самой биеннале www.labiennaledivenezia.net.

Арт-Питер - еще одна гельмановская ссылка, один из любопытных проектов, там представленных, под слоганом " Все медиа - художники попадают в рай" - прошедший летом в Питере Арт Медиа Форум (кураторы Марат Гельман и Марина Колдобская) в рамках которого прошло более двадцати медиа-выставок, поэтических перформансов и боди-арт сейшнов, часть из которых там можно посмотреть. Основная же фишка вот в чем : "Сегодняшнее общество, пронизанное информационными потоками, идущими в режиме нон-стоп, бесконечным числом мнений, интерпретаций, комментариев... превращается в особого рода виртуальный конструкт, искусственное образование, представляющее собой глобальное произведение искусства... Художник осваивает новые технологии распространия информации и создает новые стратегии ее художественного потребления".(Это цитата из куратора "Арт-Питера" и делателя этого сайта Николая Кононихина. Еще один дружественный сайт - новосибирский Фестиваль очень короткого фильма проводился так же этим летом и уже во второй раз, здесь эти оч.кор.фильмы можно посмотреть, много очень смешных и очень обсценных (неприличных, в общем), к этому сайту я отношусь с особенной нежностью, поскольку новосибирские художники в 2000 году приезжали в Алматы на 2 выставку СЦСИ "Коммуникации..." и даже увезли 2 приз за проект "Кинотеатр Новосибирск" в котором они оч.кор.фильмы с первого фестиваля показывали. Вот что я тогда про них писал:

Самым легким, отвязным и каким-то забубенным, безо всяких там привязок к мыслям о высоком искусстве, был проект группы новосибирских художников "Кинотеатр "Новосибирск". Если есть ненормативная лексика, то у новосибирцев было именно ненормативное видео, хотя ненормативной речи в их проекте тоже хватало. "Зона художественного коллаборационизма", - одно из "внутренних" определений, представила нам и анально-генитальные шутки (все прямо на экране, или на экран, я уж не знаю) и лагерно-армейскую атрибутику с ушанками, телогрейками и клоунскими носами, помноженную на "черные" перформансы, их "очень короткие фильмы", очень смешные, но мало поддаются цитированию, единственное, что можно процитировать безопасно это, наверное только "Казнь чайных пакетиков-убийц", когда висящие уже на веревке чайные пакетики, приговариваются к казни через повешенье, и после оглашения художником приговора из под них вынимается длинная деревянная скамейка и они зависают... Все это снималось в бомбоубежище, в Новосибирске, где художники были замурованы на 4 дня...

Сегодня же они представляют свой 2 фестиваль так:

"Фильмы, демонстрируемые на фестивале, созданы в различных жанрах современных мультимедиа. Это: видеоперформанс, экспериментальное видео, видеоклип, компьютерная анимация. По причине очень небольшого бюджета фестиваля, определение призеров и победителя осуществлялось в общей номинации. Жюри составили профессионалы и деятели кино и видеоарта. Ими стали: Михаил Брашинский (С- Петербург) - кинокритик, Дмитрий Пиликин (С- Петербург) - куратор галереи 21, Сергей Анашкин (Москва) - кинокритик, Николай Палажченко (Москва) - куратор, Максим Зонов (Новосибирск), видеохудожник, Дмитрий Булныгин (Новосибирск), куратор, видеохудожник".>

Так что, как вы понимаете, много чего есть посмотреть в смысле русского и даже уже казахского актуального искусства - из одних гельмановских ссылок можно часами не выбираться - если, конечно, есть интерес...



19.06.2000 |  Вадим Дергачев

версия для печати
 









Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2018 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 Гарантия и лучшие цены в Москве на Ssang Yong Rexton в салоне Авалюкс.
Для работы в любых городских условиях строительная техника, низкорамные полуприцепы и вилочные погрузчики, на которые можно положиться.