Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Эстетика участия


В 1990 году он организовал во Дворце молодежи выставку украинских художников под названием "Вавилон" (процентов 70 работ - из его собственной коллекции). Эта выставка стала началом пути в Украину галериста, коллекционера, диктатора художественной моды.

Более десяти лет назад желание будоражить и провоцировать публику заставило Гельмана пригласить в галерею московских радикалов Анатолия Осмоловского, Олега Кулика и Александра Бренера и назвать тогдашнюю свою стратегию "эстетикой участия", имея в виду взаимоотношения общества и искусства. Этот простой ход блестяще сработал. О Марате заговорили. В ЦДХ на "Конверсию" выстраивались очереди. О галерее стали писать практически все СМИ, смирившись благодаря Гельману с самим фактом существования современного искусства. Галерист успешно манипулировал и прессой, предлагая ей горячий и желанный товар, и художниками, подверстывая их работы под свои скандальные концепции.

Когда в ноябре минувшего года господин Гельман открыл в Киеве филиал своей галереи, многие посчитали этот ход частью политического пиара. На какое-то время филиал и в самом деле стал самым модным местом в столице, куда валили не только художники, дабы показаться на глаза самому Гельману, но и околохудожественный бомонд. Потом наступило затишье. Но язвительные прогнозы оказались битыми: с июля галерея начала свою деятельность как украинская художественная институция, а не тривиальный филиал.

Творчество украинских художников contemporary art всегда было предметом профессионального интереса Гельмана. А. Савадов, Г. Сенченко, Б. Михайлов, А. Гнилицкий, О. Тистол, О. Голосий, В. Трубина, К. Реунов, Ю. Соломко, В. Цаголов, П. Маков, М. Скугарева - это малая толика списка мастеров, с которыми работала галерея. Собственно, благодаря Гельману состоялась как явление и получила известность так называемая "волна украинского трансавангарда", определившая лицо современного искусства конца 80-х - начала 90-х. В 1989 году галерея открылась персональной выставкой украинского художника Александра Ройтбурда. Их дружба с годами окрепла, и теперь Александр Ройтбурд, живущий с 1999 года в Нью-Йорке, возглавил Галерею Марата Гельмана в Киеве. (В минувшем году Ройтбурд представлял Украину на Биеннале в Венеции, много работал как куратор выставок и проектов в Одессе и Киеве.)

Чем будет заниматься эта институция в Киеве? Гельман, со свойственным ему размахом, намерен влиять на процессы в современном искусстве Украины и принимать активное участие в формировании национального художественного рынка. Проще говоря, выставлять, а главное - продавать и покупать. Очевидно, в ближайшее время мы сможем посмотреть экспозиции не только известных украинских художников, с которыми сотрудничала галерея и ранее, но и узнать новые имена, а также увидеть разницу между украинской и русской изобразительными школами, поскольку Гельман намерен выставлять в Киеве работы современных российских художников. Критерий отбора - неповторимость и искренность автора.

Первой выставкой Галереи Марата Гельмана в Киеве как украинской художественной институции стал фотопроект киевского художника Ивана Цюпки Wireframe. Название проекта - компьютерный термин, обозначающий непросчитанные 3-D модели. Для создания трехмерной иллюзии человеческой фигуры в компьютерной анимации сначала изображается трехмерная сетка, каркас, который потом обтягивается кожей. Фотографии Цюпки имитируют виртуальный каркас трехмерных изображений, используя живых моделей, раскрашенных флюоресцентной краской и снятых в ультрафиолетовом освещении. Директор Галереи Марата Гельмана в Киеве Александр Ройтбурд считает Ивана Цюпку одним из самых ярких молодых имен на киевской художественной сцене. Начав несколько лет назад с традиционной живописи, сегодня Цюпка сотрудничает с различными современными медиа. Его работы экспонировались в Берлине, Москве, Одессе, Париже.

С появлением Гельмана в Киеве подул ветер, и сонное неподвижное пространство отечественного арта немного всколыхнулось. Если кто-то усматривает в гельмановском шаге коммерческий текст, тот прав - только в этом случае может существовать искусство.

ДОСЬЕ "ВЕДОМОСТЕЙ"

Марат Гельман долгое время является хозяином одной из ведущих и самых радикальных художественных галерей, а также создателем авторитетного рунетовского сайта, посвященного актуальному искусству.

Одна из немногих в Москве, галерея начала работать с малоизвестными художниками, которые сегодня лидируют на московской художественной сцене. Здесь проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Однако особую известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты "Конверсия", "Выбор Народа", "Телесное Пространство", "Новые деньги", "Компромат", "Водка" и другие. Цель этих проектов - сознательное внедрение искусства в различные сферы человеческой деятельности, желание заинтересовать художественным процессом не только узкий артистический круг, но и широкие слои общества.

Роль руководителя галереи в популяризации и выработке стратегии современного искусства на постсоветском пространстве сегодня общепризнана. Его детище является одним из авторитетных в мире российских брендов, с ним в формировании своих коллекций сотрудничают Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, крупные российские корпорации.

Недавно Гельман стал заместителем генерального директора ОРТ. Он курирует аналитическую дирекцию. Отвечая на вопрос, не прекратит ли он свою предыдущую деятельность, он заверил, что ни галерея, ни сайт от этого назначения не пострадают.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/artists/mg/uchast/