Актуальное искусство,

оно же "контемпорари арт"

Ключевое понятие для этой книги.

О нем в ней, собственно, речь и идет, ибо именно оно есть то ответвление искусства, которым занимается - и хочет заниматься - и именно и только именно им, а никаким другим - А.С.Тер-Оганян, главный этой книги герой.

"Актуальное" - в смысле… ну, в смысле, актуальное.

В смысле, вот, происходящее здесь-и-теперь, в смысле, самое наиновейшее, в смысле, изобретаемое сейчас и здесь, и представляющее собой что-то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты, хотя пускай и даже хорошо.

Так, например, "актуальным искусством" являлся, например, в 1960-е поп-арт и рок битласов, в 1970-е соц-арт и панк-рок, в начале 1980-х - искусство группы "Мухоморы" (см. Звездочетов) и, может быть, какой-нибудь ленинградский рок.

А нынче все это не является "актуальным искусством" в указанном понимании, хотя те же корифеи поп-арта живы до сих пор - Раушенберг, Джаспер Джонс - и делают вещи и почище тех, что прежде. Но теперь они уже не изобретают ничего принципиально нового, а работают в своей прежней манере (хотя внутри нее и усовершенствуются, и улучшаются), и поэтому - - -

Дополнительно нужно сказать, что понятие актуального искусства, во-первых, не является синонимом понятия "авангардное искусство". Например, А.Айги или там Э.Неизвестный, несомненно, авангардисты, но ничего актуального в их искусстве нет – они разрабатывают неактуальные нынче ветви авангардизма. А, например, Э.Лимонов или хотя бы автор этих строк – они хотя и не авангардисты, но, в общем, принадлежат к числу представителей именно "актуального искусства".

И уж конечно, понятие "актуального искусства" не совпадает с понятием "хорошего искусства". Например, Тимур Новиков занимается, в общем тем, что можно назвать "актуальным искусством" - но говняным. А, например, поэт А.Кушнер занимается искусством, которое вряд ли можно охарактеризовать термином "актуальное" - но стихи пишет чрезвычайно замечательные.

Так представляет себе автор этих строк значение модного термина "актуальное искусство", хотя, А.С.Тер-Оганян меня, может быть, как раз и не одобрит, и скажет, что я ничего не понимаю и чрезмерно все упрощаю.

Что же. Ну и ладно! Я хоть и взял на себя роль Эккермана при Оганяне, но все-таки не до конца. Все-таки достичь такой степени самоотречения, чтобы полностью раствориться в описываемом и не сметь и пикнуть – к этому я еще не готов. Поэтому мнение я свое все-таки порою буду высказывать, пусть даже Оганян и будет говорить, что оно глупое.