Альбомы художественные
Единственный источник при советской власти, из которого авангардистки
настроенные художники черпали сведения о состоянии мирового искусства
после кубизма (до кубизма включительно оно хорошо представлено в Эрмитаже
и Музее им. Пушкина) - из случайно попадающих в руки альбомов типа "Американское
искусство 1940 - 1970". Что создавало в головах советских авангардистов,
конечно, крайне специфическое представление о нем, о "контемпорари
арт".
И это, причем, еще в столицах.
В смысле, порою попадались людям в руки альбомы типа "Искусство
США" и им подобное.
В городах же вроде Ростова-на-Дону зачастую единственным источником сведений
о нынешнем состоянии мирового искусства служили книги типа "Современное
западное искусство: кризис безобразия", или "Модернизм: искусство
обесчеловечивания". И все эти книжки внимательнейшим образом изучались
интеллигентными людьми с целью почерпнуть из них хоть какие-то сведения
о том, как обстоят дела и что делается в "контемпорари арт"
- за неимением иных источников информации.
В значительной степени деятельность Тер-Оганяна 1990-х есть ирония по
поводу понимания советскими людьми авангардизма, сложившегося в результате
чтения этих книжек и произведения в уме операции наоборот: где там стоит
знак минус, ставить плюс. Ирония и пародия на него.
Но у Т. не просто ирония и насмешка, у него явным образом присутствует
"Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" Ибо он и сам, конечно
же, совершенно такой же, ибо и для него, единственным источником долгое
время - см. начало этой статьи. |