"Дегуманизация
искусства"
Название статьи испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета, начало 1920-х.
В СССР в искусствоведческих книгах его чрезвычайно часто упоминали: вот
он, к чему призывает, авангардизм! К антигуманности, к, в смысле, бесчеловечности!
К, в смысле, выходит - ко всему плохому против всего хорошего, к "сапогу,
который топчет человеческое лицо!"
В конце 1980-х статья была, наконец, в результате гласности, напечатана.
Оказалось - во-первых, в ней ничего не проповедуется, а только констатируется
то, что есть, во-вторых, - речь идет не о античеловечности,
а о нечеловечности.
О том, что в отличие от искусства 19 века, которое занималось в первую
очередь человеком, его психологией, его красотой или уродством, его взаимоотношениями
с себе подобными, новое искусство - согласно Ортеге-и-Гассете - не против
и не за человека, а просто - не о нем. А совершенно о другом: о времени
и пространстве, формах и протяженностях и проч., и проч. Подобно тому,
как совершенно дегуманизированной в этом смысле является какая-нибудь
астрофизика.
И, кстати, насчет этого Ортега-и-Гассет был довольно-таки прав, и более-менее
прав остается до сих пор.
|