"Дегуманизация искусства"

Название статьи испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета, начало 1920-х.

В СССР в искусствоведческих книгах его чрезвычайно часто упоминали: вот он, к чему призывает, авангардизм! К антигуманности, к, в смысле, бесчеловечности! К, в смысле, выходит - ко всему плохому против всего хорошего, к "сапогу, который топчет человеческое лицо!"

В конце 1980-х статья была, наконец, в результате гласности, напечатана. Оказалось - во-первых, в ней ничего не проповедуется, а только констатируется то, что есть, во-вторых, - речь идет не о античеловечности, а о нечеловечности.

О том, что в отличие от искусства 19 века, которое занималось в первую очередь человеком, его психологией, его красотой или уродством, его взаимоотношениями с себе подобными, новое искусство - согласно Ортеге-и-Гассете - не против и не за человека, а просто - не о нем. А совершенно о другом: о времени и пространстве, формах и протяженностях и проч., и проч. Подобно тому, как совершенно дегуманизированной в этом смысле является какая-нибудь астрофизика.

И, кстати, насчет этого Ортега-и-Гассет был довольно-таки прав, и более-менее прав остается до сих пор.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1