"Художник
и его модель"
1995, лето. Автор этих строк посещает жилище Тер-Оганяна после длительного
перерыва.
К изумлению своему, он видит, что на стенах оганянового жилища висит
множество свеженаписанных пейзажей небольшой величины, они написаны в
этакой слегка импрессионистичной манере, являя собой пейзажи полей, увиденные
глазом художника, которому хочется с элементами художественной лихости
и свободной манеры письма отобразить, как они колышутся под летним ветром.
Также кругом разбросано очень много пустых винных бутылок. А.С.Тер-Оганян
только что приехал из Франции, куда его приглашали, и оплачивали дорогу,
и оплачивали его там проживание и обитание, и мастерскую, и кисти-холсты-краски
- а за это он написал там кучу картин, и была выставка их, и он с продажи
части их расплатился с пригласителями, а остальные привез в Москву, будет
выставлять у Гельмана.
- Снова за кисть взялся? Да еще за пейзажики? И правильно, - одобряет
его деятельность автор этих строк. - Нужно и за рукомесло порою приниматься,
а то совсем погряз в концептуализме. И, смотрю, и выпивать себе не отказываешь?
И тоже правильно! Как настоящий художник, подлинный мастер кисти. А то
совсем в умничаньи погряз, совсем стал концептуалист, только что не очкастый.
Которым и пейзажики написать, и водяры засадить кишка тонка, только бы
языком чесать - "Деррида"! "Хайдеггер!" "Деконструкция!"
Неужто на пленэр выбирался? Так прям в чистом поле сидел и писал?
- Во-во, именно на пленэр, - отвечает Оганян - Подлинный классический
художник-модернист во всей его красе. Ты на бутылки посмотри. На этикетки.
Беру одну, смотрю: этикетка как этикетка, винная. Другую смотрю.
- И что?
- А ты с пейзажами сравни.
Вон оно что! Пейзажи Оганяна срисованы с этикеток - ибо на винных этикетках
обычно бывает нарисован пейзаж, изображение того места, откуда собран
виноград, из которого вино сделано. То есть, оганяновы пейзажи все-таки
были не бесхитростным импрессионистским срисовыванием с натуры, а все-таки
концептуалистским проектом, смыл которого был в том, что Оганян изображал
из себя ленивого и простодушного художника, импрессиониста-самоучку, который
читал в книжках, что импрессионисту положено ездить на пленэр, да - лень,
и - опять лень, и - пьянство мешает, и вообще как-то все… Вот он и организовывает
себе пленэр не отходя от ближайшего ларька.
Таков художественный смысл затеянного и осуществленного Тер-Оганяном
А.С. под названием "Художник и его модель".
Смысл - если уж разжевывать все до конца, в том, что это пародия на два
общераспространенных представления о художнике:
1) художник есть человек, который все время ездит на природу, и там пишет
этюды;
2) столь же распространенное - что художник пьет, ибо богема.
Впрочем, в случае с Т. последнее (в тот момент) абсолютно соответствовало
истине.
|