"Не фонтан"

5 декабря 1991, Трехпрудная галерея


Она пуста. Единственное, что здесь есть - к стене привинчен писсуар. В нем журчит вода, - он не просто так привинчен, для красоты, он именно подключен к канализационной системе. Он действует. Над ним табличка: "Тер-Оганян А.С., "Не фонтан". Ибо это и есть произведение указанного Т., оно так и называется: "Не фонтан".

Смысл его: М.Дюшан в 1919 (кажется году) произвел революцию в авангардистском искусстве выставив писсуар под названием "Фонтан". Эта революция состояла в том, что он показал: можно ничего и не рисовать и не лепить, и не изготовлять, в общем, своими руками. Можно брать существующие уже готовые вещи "реди мейд"ы - и, никак их не преобразовывая и не обрабатывая, в абсолютно таком же виде, как они есть, помещать их в выставочную (галерейную, музейную) среду.

И в результате этой операции переноса, этого изменения контекста, они, эти вещи прежде никакого отношения к искусству не имевшие, теперь это отношение приобретают: автоматически становятся произведением искусства: приобретают новые значения и смыслы, коннотации, и начинают являть нечто новое, иное, по сравнению с тем, что они являют из себя в свой обычной утилитарной функции. Тот же писсуар, или дюшановская же "Сушилка для бутылок", становящаяся вдруг весьма зловещим объектом; и т.д.

С Дюшана, в общем, и можно отсчитывать начало "концептуального искусства", искусства, оперирующего прежде всего со смыслами, а не с формами. Искусство, один из главных принципов которого - не нужно ничего изображать, рисовать, красить, лепить, достаточно увидеть нечто - и показать другим, чтобы те тоже увидели.

И вот: Оганян произвел обратную операцию. Взял предмет из музея - дюшановский "Фонтан" - и перенес его в бытовую среду.

Вернул обратно.

Поместил его снова в сортир: не фонтан это! Писсуар! В него нужно ссать! (Более того: для пущей функциональности выставленного писсуара, пришедших на выставку специально поили не чем-нибудь, а именно пивом, а дверь в галерейный сортир была специально заколочена, - то есть, волей-неволей, люди вынуждены были использовать писсуар по его назначению). То есть, это была еще одна из акций Оганяна в его деятельности по развенчанию авангардизма, его норм и правил, догм и ценностей.


 

***

Я ему потом говорил:

- Вообще-то, можно было бы это сделать и еще радикальней: просто пойти в настоящий публичный туалет – привокзальный, например, да рядом с писсуаром приклеить бумажечку: "не фонтан".

- Ну, это уже был бы чистый концептуализм, - сказал Оганян. – А у меня все-таки материальный объект, сделанный руками.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1