"Не
фонтан"
5 декабря 1991, Трехпрудная галерея
Она пуста. Единственное, что здесь есть - к стене привинчен писсуар.
В нем журчит
вода, - он не просто так привинчен, для красоты, он именно подключен к
канализационной системе. Он действует. Над ним табличка: "Тер-Оганян А.С.,
"Не фонтан". Ибо это и есть произведение указанного Т., оно так и называется:
"Не фонтан".
Смысл его: М.Дюшан в 1919 (кажется году) произвел революцию в авангардистском
искусстве выставив писсуар под названием "Фонтан". Эта революция состояла
в том, что он показал: можно ничего и не рисовать и не лепить, и не изготовлять,
в общем, своими руками. Можно брать существующие уже готовые вещи "реди
мейд"ы - и, никак их не преобразовывая и не обрабатывая, в абсолютно таком
же виде, как они есть, помещать их в выставочную (галерейную, музейную)
среду.
И в результате этой операции переноса, этого изменения контекста, они,
эти вещи прежде никакого отношения к искусству не имевшие, теперь это
отношение приобретают: автоматически становятся произведением искусства:
приобретают новые значения и смыслы, коннотации, и начинают являть нечто
новое, иное, по сравнению с тем, что они являют из себя в свой обычной
утилитарной функции. Тот же писсуар, или дюшановская же "Сушилка
для бутылок", становящаяся вдруг весьма зловещим объектом; и т.д.
С Дюшана, в общем, и можно отсчитывать начало "концептуального искусства",
искусства, оперирующего прежде всего со смыслами, а
не с формами. Искусство, один из главных принципов которого - не нужно
ничего изображать, рисовать, красить, лепить, достаточно увидеть нечто
- и показать другим, чтобы те тоже увидели.
И вот: Оганян произвел обратную операцию. Взял предмет из музея - дюшановский
"Фонтан" - и перенес его в бытовую среду.
Вернул обратно.
Поместил его снова в сортир: не фонтан это! Писсуар! В него нужно ссать!
(Более того: для пущей функциональности выставленного писсуара, пришедших
на выставку специально поили не чем-нибудь, а именно пивом, а дверь в
галерейный сортир была специально заколочена, - то есть, волей-неволей,
люди вынуждены были использовать писсуар по его назначению). То есть,
это была еще одна из акций Оганяна в его деятельности по развенчанию авангардизма,
его норм и правил, догм и ценностей.
***
Я ему потом говорил:
- Вообще-то, можно было бы это сделать и еще радикальней: просто пойти
в настоящий публичный туалет – привокзальный, например, да рядом с писсуаром
приклеить бумажечку: "не фонтан".
- Ну, это уже был бы чистый концептуализм, - сказал Оганян. – А у меня
все-таки материальный объект, сделанный руками. |