Оккультизм
К.Малевич. “Супрематизм”, 1916 г.
"... и все более с изумлением я обнаруживаю и убеждаюсь, что главным
содержанием и идейной базой классического авангардизма первой половины
XX века, от раннего символизма до обериутов являлся - оккультизм всех
видов.
Вот, например, Малевич: это есть, я почти полностью уверен, совершенно
именно так.
То есть, это картины, серьезно делавшиеся исходя из серьезного убеждения,
что если правильным образом расположить некоторое количество правильным
образом выкрашенных треугольников, кругов и квадратов, звезды сорвутся
с мест, планеты изменят орбиты, космические энергии начнут бить фонтаном,
астральные потоки потекут из неправильной стороны в правильную, люди обретут
способность к левитации и телепатии, и скорость света станет не 300 000
км/сек, а какое-нибудь иное число. Ибо все в мире взаимосвязано со всем,
а в основе всего лежат элементарные геометрические фигуры, этому еще Пифагор
учил. Короче, весь этот супрематизм - это есть ни что иное, как самая
обыкновенная практическая магии.
2. Но, кстати, не знаю, как на астральные потоки и космические вибрации,
но на глаза людей изготовленные Малевичем сочетания кругов и треугольников
действительно действуют: элементарные цвета в них действительно столь
точно сопоставлены и соотнесены, что глаз того, кто на них его обратит,
бывает сразу поражен, изумлен и ошеломлен. Это есть правда, которую глупо
отрицать.
3. И - опять же кстати - то, что такими сильными и убедительными у него
эти его "супрематоны" получались - это именно, я полагаю, в
значительной степени по причине как раз оккультно-магических устремлений.
Потому что - а как же собственно определить, правильно ли расположены
эти круги-треугольники, сошли ли с мест светила, поменяли ли знаки стихии
и энергии? Как, передвигая эти элементарные формы по холсту, определить,
что вот, сейчас они встали точно по своим местам, и начало свершаться?
Вот, одним из косвенных признаков этого и является эстетический: если
действует на глаза - то, вероятно, подействует и на --- ----"
Такоке рассуждение я один раз написал и среди прочих своих сочинений
принес Тер-Оганяну А.С. прочесть.
Оганян очень рассердился:
- Ерунда и бред!
Потом, под давлением фактов - трактаты самого Малевича, теософия Мондриана
и проч. и проч. стал признавать: да, было.
- Но это - тогда! А сейчас - совсем другое! Например, поэзия исторически
тоже происходит от какого-нибудь шаманизма: стихи первоначально, у диких
людей, писались как заклинания. Но это же не значит, что вся теперешняя
поэзия имеет идейной основой шаманизм! – отвечал Тер-Оганян А.С.
|