Современное искусство в сети

ОрганизацииКритикиХудожникиГалерея Гельмана

АРТ-КРИТИКИ

Анатолий Осмоловский

4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян был приглашен участвовать в некоммерческой части художественной ярмарки Арт-Манеж. Его идея заключалась в экспонировании репродукций православных икон, при чем в пародийной форме продавалось их "осквернение" т.е. на иконы за символическую плату наносились непристойные надписи и рисунки и только после подобной процедуры они могли быть проданы. Через несколько часов функционирования экспозиции администрация выставочного зала ее закрыла. По прошествии нескольких дней было возбуждено уголовное дело по статье 282 часть 1 (разжигание межрелигиозной вражды). По этой статье не возбуждались уголовные дела уже 74 года. Авдею грозит тюремное заключение на срок до 4 лет. По распоряжению мэрии Москвы куратор выставки и директор выставочного зала были уволены.
Такое развитие событий в современной России не случайно. Вот уже более пяти лет мэр Москвы Лужков видит свою миссию в возрождении православной религии. Громадные бюджетные деньги тратятся на восстановление всевозможных церквей и храмов. После разрушения и дискредитации коммунистической идеологической доктрины государственная власть нуждается в моральном и политическом оправдании своего существования. Редукция СССР до границ Российской федерации заставляет искать эти основания в архаичном православии. Разрушение научного потенциала страны, ее культуры и образования - оборотная сторона возврата к "истокам". Безусловно, что в любой культуре любой страны и любой нации эксплицитно содержатся все исторические периоды ее развития. И в Западной Европе и в России под тонкой оболочкой современности скрывается религиозное мракобесие и пещерный феодализм. Не так уж много энергии нужно потратить чтобы дать возможность реакционным силам определять культурный климат (определять и контролировать - это самое большое наслаждение для них). Но встает вопрос: мы действительно этого хотим? Возможно ли без ущерба для своего психического здоровья сочетать одновременно современные средства коммуникации и передвижения и религиозное мировоззрение? Разве компьютер, телевизор и самолет - это не сатанинское "наваждение"?
Более того, с очевидностью можно констатировать, что демократия, права человека и прочие "достижения" цивилизации - это не победа какого-то мифического более гуманного сообщества людей (популярная в архаичном сознании теория заговора), а результирующая перманентной борьбы двух сил: архаического традиционализма и современного прогрессизма. С распадом коммунистического прогрессистского противовеса не может быть никакого другого исхода кроме как деградации общества в феодализм. Западное общество столкнется с той же самой проблемой в ближайшие пять лет. В этом смысле акция Тер-Оганьяна как и все современное искусство - это единственный, слабый, но реальный и подлинный противовес реакции в современном российском дезориентированном обществе.
Не может вызывать ничего кроме отвращения отношение российской интеллигенции к перформансу Авдея Тер-Оганьяна. В очередной раз "совесть нации" продемонстрировала свой инфантилизм, безответственность и глупость. Люди, само существование которых было бы не возможно без современной культуры, "сдают" того человека кто им дает возможность быть и мыслить.
Кретин! Я к тебе обращаюсь! Тот факт, что ты читаешь этот текст в Интернете и бьешь пальцами по клавиатуре - это заслуга Авдея и таких же как он "сатанистов".
Современное искусство - это квинтэссенция эвристичного мышления, своеобразная лаборатория мысли. Позволю себе порассуждать о художественной ценности перформанса Тер-Оганьяна так как за политическими страстями она была несколько отодвинута на задний план. Искусство Авдея всегда несло в себе значительный юмористический потенциал. Основной его метод - это редукция искусства до своих элементарных составляющих. "Осквернение" икон одна из центральных в программе Авдеевского анализа модернистского нонконформистского мышления. Для публики был продемонстрирован типичный авангардистский жест: совмещение "высокого" и "сакрального" (икон) и "низкого" и "непристойного" (матерных слов). Это "обнажение" приема не только делает видимым основную методологию авангардизма, но и содержит огромный юмористический эффект. Разве может быть какая либо другая реакция у культурного человека кроме смеха при виде того как взрослый дядя с серьезным видом пишет "хуй" на иконе? Перформанс Тер-Оганьяна - это карикатура на авангардиста. Этот перформанс одновременно высмеивает авангардизм и солидаризируется с ним в своей беспомощности. Беспомощность, отсутствие перспективы и ясных целей, а отнюдь не героическая поза "осквернителя" были основными темами этой работы. На мой взгляд акция Тер-Оганьяна - это центральное событие художественной жизни Москвы в сезоне 1998 - 1999 года. В исторических хрониках перманентной борьбы культур акция Тер-Оганьяна займет свое достойное место. Потомки будут вспоминать ее со свойственными Авдею юмором и усмешкой.
03 March, 1999, MSK 16:32

II

Анатолий Осмоловский

В силу того, опасность уголовного преследования Авдея Тер-Оганьяна приобретает все более и более реальные очертания (2 марта ему было предъявлено официальное обвинение) и такое развитие событий не может не завершится судом необходимо прояснить несколько чисто социальных вопросов далеких от современной теории или искусствоведения.
Эти вопросы - азбука современного искусства и т.н. демократии, незнание правильных ответов не даст возможности составить адекватное мнение об акции Тер-Оганьяна.
Итак: являются ли действия Авдея искусством?
Да, безусловно являются.
1) Авдей Тер-Оганьян - один из известнейших московских художников, именно он есть первая "институция", которая задает параметры и свойства современного искусства. Не будет преувеличением процитировать в положительном смысле легендарную фразу американского минималиста Дональда Джада: "Все что художник назвал искусством и есть искусство".
2) Так как акция проходила в рамках художественной ярмарки, то любое, заранее оговоренное, мероприятие с необходимостью становится искусством. Конечно, наиболее прогрессивные и передовые жанры современного искусства (например: уличный перформанс) стремятся выйти за пределы выставочных пространств, им совершенно не обязательна "санкция" кураторов и искусствоведов, но в данном случае мы имеем дело с традиционным эпатажным жестом авангардиста (в этом и заключался основной смысл работы Авдея - анализ и рефлексия на тему авангардистского эпатажа).
3) Эта акция не вызвала единогласного одобрения художественного сообщества, но значительная, самая прогрессивная ее часть, оценила акцию как интересную и удачную. Наличие разнообразных, порой противоположных мнений вполне понятно: разные кураторы и художники поддерживают отличные друг от друга эстетические ценности, многие боятся испортить свою "репутацию" и художественную "карьеру", а некоторые просто непроходимо глупы. Тот факт, что значительная часть художественного сообщества оценила акцию как ценную автоматически делает ее искусством.
Естественно, все эти аргументы ничего не говорят нам о том, является ли акция Авдея Тер-Оганьяна хорошим и безусловным искусством (я понимаю некоторую примитивность этого "термина", однако для простоты в данном случае можно воспользоваться и им). Но на этот вопрос вряд ли кто-то может точно ответить (только время и логика развития искусства могут однозначно ответить на него). И, уж во всяком случае не суд компетентно решает эту проблему.
Далее. Являются ли действия Авдея оскорблением чувств верующих? Этот вопрос, который и составляет собственно существо уголовного дела, вообще, сформулирован не верно, так как различные религии определяют различные жесты как кощунственные. Какую религию выбирать в качестве норматива? Православие, мусульманство или католицизм? Тот факт, что в России самой массовой религией является православие не отменяет возможного возмущения теми или иными действиями мусульман, буддистов, баптистов и др.
Вопрос надо формулировать иначе: могут ли в современном обществе предоставлены места для адекватного выражения чувств различных меньшинств без ущерба для этого общества? Западные демократии одним из таких мест считают художественное пространство, которое, говоря словами Ю.Хабермаса, фокусирует в себе все "чуждое, зловещие, не прирученное, которое сопротивляется возможности быть ассимилированным уже понятым". Одна из несомненных позитивных задач любого государственного механизма - "разводить" неконвертируемые между собой мировоззрения, гармонизируя общество, давая шанс каждому. Это азы демократии. Как можно не понимать такой простой вещи? Пока действия человека остаются на территории языка (в данном случае - художественных образов) они не могут быть уголовно наказуемы. Более того, акция Авдея Тер-Оганьяна - это ничто иное как демонстрация... уважения к российскому обществу. Он считает, что живет в светском государстве (разве это не так?) и надеется, что его искусство может быть адекватно воспринято.
Недавно я общался с одним "православным" (наверное во всех моих текстах это слово надо брать в кавычки так как ни капли христианского смирения в этих людях нет) он вполне серьезно считает, что за подобные жесты надо просто убивать. Я думаю большинство "православных" того же мнения. Так кто же должен быть изолирован от общества? Авдей или этот "православный"?

Акция Авдея Тер-Оганьяна сделала видимым целую идеологическую тенденцию нынешнего правительства. Что же происходит сейчас в стране на "самом деле"? Почему стало возможно это "дело"? И кто, в конце концов, за всем этим "стоит"?
На самом деле Россия быстрыми темпами идет к православному фундаментализму (можно было бы сказать к фашизму, если бы этот термин не был расхожим штампом). Репрессии в отношении баркашовского РНЕ или лимоновской НБП это ничто иное как... устранение идеологических конкурентов. Государственную власть заботит не исходящая от этих карликовых организаций мифическая "фашистская" опасность, больше всего эта власть желает сама определять границы национального и патриотического. Другими словами власть хочет больше Власти. И в данном случае уже власти идеологической, а не материальной. Правительство Ельцина, Лужкова, Примакова и иже с ними сами создали в стране условия для возникновения фашизма, феодального мракобесия и религиозного фундаментализма и сейчас не борются с ними, а пытаются сами максимально фашизироваться. Российская интеллигенция, которая должна была бы демонстрировать иное, "особое", культурное мнение бежит вприпрыжку за ними. "Демократия" и "экономические" реформы Ельцина и не могли завершиться ничем иным кроме тотального краха, потому что с самого начала весь его проект содержал в себе огромный заряд дореволюционной идеологизации. Сейчас, на развалинах российской экономики у государственных чиновников не остается никакого другого инструмента давления кроме православных "ценностей".
Почему не платят зарплату учителям и работникам здравоохранения? Да потому что многие сотни миллионов бюджетных долларов тратятся на постройку бессмысленных храмов и церквей. Интеллигенты! Когда ваши родственники, не дай бог, заболеют раком, вы обратитесь к врачу или пойдете молиться в Храм Христа Спасителя?
Ну и лично меня как оголтелого "сатаниста" оскорбляет вид ХХС и сам факт существования православной церкви, в споре религии и науки я однозначно выбираю науку - это мои убеждения и чем они хуже ваших?

В завершении этих заметок хотелось бы попытаться применить действительно современные типы анализа современной власти. Нельзя же собственное теоретическое усилие в деле защиты Авдея Тер-Оганьяна целиком расходовать на вполне очевидные и понятные любому культурному человеку аргументы.
Конечно, нет никаких ни демократии, ни прав человека, ни науки, как нет и самого человека - все это мифы и представления ХХ века, которые в данный момент не наполнены никаким другим смыслом кроме профанного (или, если угодно, юридического). Все аргументы защиты написанные мной - это всего лишь список банальностей, которые должны быть известны каждому современному человеку, и которые можно применять защищаясь от мракобесия и откровенной глупости.
Еще раз: что же происходит на самом деле?
Развитие культуры в ХХ веке проходило под прямым влиянием различных видов новых технологий коммуникации (всевозможные художественные "измы" были мыслительными моделями этих коммуникаций). Само понятие "человек", сформированное эпохой Просвещения, в ХХ веке достигло своего социального пика. Создание такой страны как СССР с плановой экономикой, общественной ценностью человеческого труда, равного распределения и т.д. было одной из вершин этого человеческого проекта (не самая эффективная вершина, зато вполне человеческая). Однако новые коммуникации в недрах демократического общества смогли создать реальные политико-социально-технологические условия для реализации иного нечеловеческого проекта. Интернет, генная инженерия, клонирование, психостимуляторы, современное искусство, электронная музыка, свободная любовь и т.д. - это первые признаки этого проекта. Человечество медленно, но неуклонно идет к постчеловеческому существованию. Новый социальный порядок сметет не только прогнившую человеческую религию, но, что вполне вероятно, и основу основ капиталистического общества - частную собственность.
Необратимость и скорость этого движения еще долго будет давать рецидивы архаики. Страх перед неизвестностью будет питать реакционные силы. Причем чем больше скорость тем жестче традиционалистские силы выступят на авансцену истории. Вполне вероятно, что оборотной стороной европейского экономического объединения (введение единой евровалюты) является актуализация российского православия. Россия сейчас стала смысловой свалкой и отстойником. Мировые державы сбрасывают нам не отходы производства (для этого есть страны третьего мира), они сбрасывают нам свои собственные устаревшие смыслы. В метро на правах разрешенной и легальной рекламы красуются наклейки различных религиозных сект, АУМ сенрике (или как там?) проникает в высшие эшелоны власти, дебилистическая секта Хаббарда - успешное коммерческое предприятие, по телевизору в официальных новостях вполне серьезно сообщают о каких-то там "слезах на иконе божьей матери" и проч. и проч. Вся эта помойка булькает в головах неискушенных и наивных российских зрителей и настаивается в хороший и крепкий противовес постчеловеческому западному обществу. К сожалению никакое развитие не может происходить без активной оппозиции. Россия, собственно, и станет этой оппозицией в ближайшее время (лет через десять, когда наше атомное оружие окончательно устареет мы станем самыми желанными "партнерами"). Каково должно быть наше отношение к этому процессу? Если руководствоваться исключительно сиюминутными соображениями, то необходимо срочно поверить в бога и создавать "красивое и вечное" - это будет и проще и прибыльнее. Если же желать реально участвовать в историческом процессе - передвигать "предметы" в пространстве - то, нет сомнения, мы должны последовательно двигаться в сторону нового нечеловеческого социума чего бы нам это не стоило.
Впрочем, этот "объективный" процесс всего лишь один из возможных вариантов. Много вариантность исторического развития может создавать впечатление отсутствия какого-либо движения в принципе. В данном случае не это важно, важно - ретрансляторами каких сил мы являемся? И насколько адекватно и четко мы эти силы ретранслируем?
Для меня, как и для Авдея Тер-Оганьяна этого вопроса не возникает. Нам это понятно.
А вы понимаете в чем вы принимаете участие и какую роль играете?

проект: А.Осмоловский
участники проекта в разное время:
О.Киреев, А.Осмоловский, Д.Пименов.

реализация: А.Боровик

3.03.99

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1