235. : Современное искусство в сети
Марат,

Это Юля Вольфсон (в прошлом Двинских), из Флориды (в прошлом из Перми). Я
здесь в аспирантуре во Florida State University, подолжаю заниматься все
тем же арт рынком, теперь уже вперемешку с финансовым. Периодически захожу
на твой сайт, замечательно, что он есть. Не перестаю удивляться твоей
фантастической энергии и неисчерпаемости оригинальных (в т.ч. с
экономической и политической т.з.) идей. За последнее время более всего,
однако, поразила история с Авдеем Тер-Оганьяном.

Собственно, то что он сделал в Менеже меня не удивило - это логическое
продолжение его творческой стратегии. Удивительно, однако, насколько все
оказались сбитыми с толку тупой церковно-политической оценкой происшедшего,
описанной в послании СлавянИнформБюро. Честно говоря, я несколько
обеспокоена ситуацией вокруг Авдея - кажется, все это довольно серьезно.
Насколько я понимаю, голоса столичной арт общественности разделились не в
его пользу. А жаль, акция в результате получилась довольно интересная.
Возможно, есть смысл подробнее разобраться в ее сути, дабы избежать
дальнейших ошибок в оценке? Удивительно, но критики, на которых есть сноски
на твоем сайте, не спешат высказываться по этому поводу. Видимо, у них есть
дела по-важнее, чем разбираться в громком скандале, вполне сравнимом с
акцией Бренера в Штеделике (с одним явным отличием: тот знал, в какую
тюрьму садет, однако).

На сколько я понимаю, своей акцией Авдей в Манеже пытался выразить идею о
современном художнике как оскорбителе чувств/верований (которые могут быть
разными - от веры в Бога, до веры в Ленина или Лену Романову) зрителя, тем
самым (в том числе) иронизируя над творчеством героев-перфоманов московской
художественной сцены. Собственно, ученики его "Школы" давно
практиковали/изучали элементы современного творчества, необходимо
содержащие в себе момент издевательства, кащунства над зрителем, и акция в
Манеже явилась логическим продолжением "школьных занятий". Термин
"безбожник", думается, не надо понимать здесь буквально, скорее, в
интерпретации автора это - человек, лишенный каких бы то ни было
"предрассудков", т.е "идеальный художник", не считающийся с запретами и
свободно обращающийся с любым материалом. Что касается услуг, предлагаемых
галереей "Вперед", то это, соответственно, гротескная копия того, чем
занимается любая арт галерея, а именно, распространением и продажей
продуктов деятельности художников - разного рода кощунств, издевательств,
богохульств и т.п.

Авдей воплотил идею буквально, использовав репродукции икон, купленных на
втором этаже апечного ларька. Вопрос же, почему художник имеет право
попирать ценности атеиста, верящего, к примеру в волшебную силу "аспирина",
но не может покушаться на ценности верующего в Бога, хотя и не ставился
автором акции, но, как видно, ждет своего решения.

В этой связи, деятельность религиозно-политических группировок по обвинению
Тер-Оганьяна в "чертовщине" выглядит в лучшем случае абсурдной. В худшем, в
письме СавянИнформБюро, которое ты предлагаешь "понять", имя Тер-Оганьяна
явно звучит как ОДНО из МНОГИХ имен известных "хулителей" (таких как
Скорсезе, Кулик, Бренер, Кунц...). В этом, вероятно, и проявляется
опасность фундаменталистско-православной экспансии, о которой упоминал
Авдей. Религиозные деятели не дремлют. Так кто же следующий?

В заключении, хотелось бы выразить надежду на то, что столичная арт среда
разберется в происходящем или хотя бы инициирует эту "разборку" так, чтобы
недоразумение разрешилось все же пользу свободы самовыражения российских
художников. Подчеркиваю, речь ни о том, что нужно оправдывать "разжигателей
межрелигиозной розни" (здесь вообще разговор не о религии, а об искусстве),
а о том, чтобы грамотно истолковать действия художника.

С уважением и надеждой, что ты примешь участие в судьбе Авдея,


17.01.99 3:32
Юля



gallery@guelman.ru
www.russ.ru www.russ.ru