Современное искусство в сети

ОрганизацииКритикиХудожникиГалерея Гельмана

Заявление Л.Бажанова

В Хамовнический суд
119121 Москва 7-й Ростовский пер. 21

от Бажанова Леонида Алекcaндровича
проживающего по адресу:
123557, Москва М.Грузинская д.28, кв.59

По делу Тер-Оганьяна

Художник, затрагивающий в своем творчестве социо-культурную проблематику, всегда вступает в конфронтацию со стереотипами, культивируемыми общественным сознанием. Тем более художник, обращающийся к концептуалистским, акционистским практикам, широко применяемым в современном авангардном искусстве. Это, отнюдь не означает его социальную опасность. Скорее напротив. Он стремится к расширению интеллектуального опыта, что само по себе - благо для общества.

Что касается А.Тер-Оганьяна, на мой взгляд, необходимо исходить из факта его признания профессиональным художником-акциснистом и в силу этого относиться к его художественным акциям, как к чисто артистическим жестам, никоим образом не направленным на оскорбление чьего бы то ни было религиозного чувства, и рассматривать их в аспекте художественной концепции, не более.

Не допускаю мысли о намерении А. Тер-Оганьяна разрушить произведение искусства, памятник или объект духовной культуры, а тем более - оскорбить верующего. Как мне представляется, акция художника на вернисаже Московской художественной ярмарки 'Арт-Манеж'98' была инспирирована реакцией на отрадный сам по себе процесс реставрации церковных институтов, но иногда приобретающий звучание официозной кампании сопровождающейся спекулятивным привлечением денежных средств.

В контексте художественной ярмарки - мероприятия в преломлении художественного сознания неоднозначного ("торговля высоким искусством) - радикалистский художественный жест А.Тер-Оганьяна понятен. Сказанное не означает оценки качества самого художественного жеста, однако подобный подход исключaeт предположение о злонамеренности художника. Зрительская аудитория присутствующая на вернисаже - специфической форме выставочной практики - изначально включена в пространство художественных конвенций, и поэтому подготовлена к восприятию артистического послания даже в форме "агрессивной" акции.

Трактовка акции А. Тер-Оганьяна на открытии Московской художественной ярмарки Арт-Манеж 99 как действия разжигающего религиозную рознь мне представляется Притянутой, надуманной. Художника следует судить только судом художественной критики.

Л.А. Бажанов, искусствовед
член комиссии по искусству
архитектуре и дизайну Зс-'5
по культуре при Президенте
Российской Федерации
художественный руководитель
Государственного центра
современного искусства

А. Тер-Оганьян участник многих художественных выставок в России и за рубежом, его работы находятся в государственных и частных коллекциях России.