|
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ об акции А.Тер-Оганьяна в Манеже | |
"УТВЕРЖДАЮ" ________________ Герасимов С.И. ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по уголовному делу № 202275 Уголовное дело № 202275 возбуждено Хамовническим межрайонным прокурором г. Москвы 18 декабря 1998 года по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной впажды по ст. 282 ч.1 УК РФ. Расследованием установлено следующее: 03.12. 98 между Тер-Оганьяном А. С. и устроителями международной художественной ярмарки-выставки "Арт-Манеж", которая проходила в Центральном.Выставочном Зале "Манеж" в г.Москве в период с 04 по 10.12.98, был заключен договор № 70 на бесплатное предоставление Тер-Оганьяну, как участнику выставки, выставочной площади на весь период работы художественной ярмарки. По условиям договора Тер-Оганьян должен был представить авторский проект в рамках своей галереи, имеющей название "Вперед". Имея умысел в наглядно-демонстрационной форме выразить свои взгляды исправленные на подрыв уважения к религиозному вероисповеданию православных граждан, он заранее не оповестил устроителей ярмарки о том, что намеревается осквернять православные иконы в присутствии многочисленных посетителей выставки. Накануне открытия выставки он приобрел в иконной лавке "Софрино" православные иконы в количестве 26 штук, сделав свой выбор на иконах имеющих особую историческую и культурную значимость для социальной памяти православных граждан: "Спас Вседержитель", "Спас Нерукотворный" и "Владимирская Божья Матерь", которые намеревался рубить топором в период проведения художественной выставки. С этой целью он заранее приготовил топор и изготовил объявление в котором имелась фраза следующего содержания: "Уважаемые ценители современного искусства, здесь вы можете приобрести замечательный исходный материал для богохульства". Далее, в объявлении предлагалось всем желающим осквернить любую икону или получить консультацию по осквернению икон на дому. Таким образом, Тер-Оганьян совершил действия направленные на возбуждение религиозной вражды, совершенные публично, то есть совершил преступление, подпадающее под признаки ст. 282 ч.1 УК РФ. Допрошенный в качестве обвиняемого, Тер-Оганьян виновным себя не признал и показал, что он убежденный атеист, а вера в бога является дикостью. Им был заключен договор № 70 на его участие в выставке с ее устроителями. Заранее тема проекта не оговаривалась. Однако, он поставил в известность одного из устроителей выставки - Романову о том, что собирается выставлять уже оскверненные иконы. Романова запретила ему выставлять этот проект, но он решил реализовать свой замысел непосредственно на выставке. Накануне выставки им были приобретены иконы в иконной лавке "Софрино", расположенной на улице Пречистенка,6.Всего было приобретено 26 икон, трех наименований: "Спас Нерукотворный", "Спас Вседержитель" и "Владимирская Божья Матерь". Заранее приготовил объявление в нескольких экземплярах с предложением по осквернению любой иконы за определенную плату. Данное объявление намеревался повесить на выставке и привлечь посетителей к участию в своей акции. Заранее приготовил топор. Таким образом, все было готово для воплощения в жизнь проекта по осквернению икон. 04.12.98 он повесил рядом с иконами приготовленное объявление, и сам подходил к участникам и посетителям выставки и предлагал приобрести оскверненную им икону. С таким предложением он подошел к Виноградову и подарил ему оскверненную икону, предварительно разрубив ее топором в его присутствии. В течении первого выставочного дня им было разрублено около 8 икон и розданы или проданы посетителям выставки. Акции по разрубанию икон снимал на фотокамеру неизвестный ему ранее фотограф, который через несколько дней передал фотографии, изъятые в ходе обыска у него в мастерской. В период проведения выставки к нему подходили посетители и предъявляли претензии по поводу проводимой им акции по разрубанию икон, требовали прекратить эти действия. Срывали объявление, но он его вывешивал вновь. В конце первого выставочного дня он у своего стенда с иконами видел большую группу возмущенных его акцией людей, которые снимали иконы. Романова сказала, что оскорблена его действиями, и что экспозиция снимается с выставки по решению администрации "Манежа". К нему подходили возмущенные посетители выставки с претензиями но, что он им отвечал, он не помнит. (том 1 ,л.д. 52-55,145-148) Допрошенная в качестве свидетеля Романова Е.Н. показала, что работает преподавателем современного искусства в МГУ на историческом факультете с 1996 года. Параллельно работает куратором выставок современного искусства в России и за рубежом, в том числе и в Центральном Выставочном Зале "Манеж", как куратор некоммерческих проектов. Говоря о конкретной выставке "Арт-Манеж-98", она пояснила следующее. Художественный совет ярмарки решил поддержать экспериментальное искусство России и дать возможность выставиться бесплатно многим московским галереям, которые занимаются современным некоммерческим искусством. Она позвонила Тер-Оганьяну и он согласился принять участие в выставке, сказав, что выставит работы художников своей галереи "Вперед", но что конкретно он не сказал. Она настаивала, что бы были выставлены его живописные работы. Накануне выставки она узнала, что Тер-Оганьян делает инсталляцию из репродукций икон. 03.12.98 она увидела на его стенде-стенке композицию из икон вывешенных рядами. Она у него уточнила, вся ли это его работа и будут ли какие либо акции с его стороны. Он ответил, что все так и останется, на весь период работы выставки. 04.12.98 было открытие выставки и она была загружена работой до закрытия выставки, у нее не было возможности подходить к каждому стенду в том числе и к Тер-Оганьяну. Выставка открылась в 17 часов. Посетителей было очень много, буквально тысячи, много иностранных критиков, кураторов, журналистов. Примерно в 21 час, к ней подошел один из посетителей выставки и сказал, что в зале происходит какое-то безобразие. Она побежала в зал и увидела у стенда Тер-Оганьяна директора "Манежа" и двух охранников которые требовали, чтобы Тер-Оганьян покинул помещение. Они снимали и убирали остатки разрушенной инсталляции. Она увидела на полу у стенда щепки. (том 1,л.д. 91-94) Допрошенный в качестве свидетеля Виноградов Г.И. показал, что с 1981 года принимает участие в выставках живописи. На выставке в "Манеже" 04.12.98 он принимал участие в одном из разделов экспозиции. В выставке также принимал участие и Авдей (том 1 ,л.д. 110-112) Допрошенный в качестве свидетеля Иванов А.А. пояснил, что работает генеральным директором частного охранного предприятия "БОСС", и одним из охраняемых объектов является Центральный Выставочный Зал (ЦВЗ) "Манеж". 04.12.98 охрану осуществляли 5 человек, примерно в 21 час он прибыл на выставку к моменту ее закрытия, чтобы проконтролировать завершение рабочего дня. Он узнал , что один из художников рубил репродукции икон. Подойдя к стенду, где были выставлены иконы, он обратил внимание, что около стенда на полу валяются в большом количестве опилки-щепки от икон. На самом стенде еще висели иконы в количестве около 20 штук. Посетители выставки возмущались происшедшим. Присутствующие на выставке художники-участники выставки, сильно были возмущены и говорили, что снимут свои экспозиции в знак протеста. Он узнал, что участник выставки Тер-Оганьян разрубал иконы топором. Технический персонал снимал репродукции икон со стенда, по указанию дирекции ЦВЗ, но Тер-Оганьян, был против этого, однако директор ЦВЗ Каракаш ответил, что не позволит на выставке проводить такие акции. Тер-Оганьян пытался повесить репродукции икон обратно на стенд, но охрана проводила его до выхода, и он ушел с выставки. Оставшиеся репродукции икон были приняты под охрану и на следующий день Тер-Оганьяну вернули иконы и больше он на выставке не появлялся. Его стенд пустовал до конца выставки. (том 1,л.д. 107-109) Допрошенная в качестве свидетеля Колганова В.В. показала, что имеет художественное образование, закончила Строгановское училище, по образованию художник. По мере возможности старается постоянно участвовать в выставках, где выставляет свои работы. 04.12.98 она находилась на выставке и принимала участие в одной из экспозиций. У нее была возможность ходить по выставке и смотреть выставленные работы. Она обратила внимание на стенд, где были развешаны рядами иконы изготовленные промышленным способом, методом цветной печати. Ее покоробило, что иконы были использованы в качестве выставочного проекта. Примерно в 20 часов она услышала от одного из посетителей, что кто-то рубит иконы. Она вспомнила где видела иконы и подошла к этому стенду. Увидела, что нескольких икон на стенде уже не было, а на полу валяются щепки и труха. На стенде увидела объявление которое висело рядом с иконами. На нем было написано, что можно осквернить икону за определенную сумму, она сорвала этот листок и выкинула. Она стала с возмущением ходить по залу с предложением убрать эту экспозицию с выставки. С этой целью она стала подходить к разным людям и рассказывала им, что происходит. Многие возмущались. Она встретила своего знакомого и вместе с ним вернулась к стенду с иконами. Там уже стоял Авдей Тер-Оганьян автор проекта, хотя раньше она его не знала. Далее свидетель пояснила: "Мы сказали Авдею, что бы он немедленно все убрал, что позовем администрацию. Предложили ему покинуть зал, пока его не побили возмущенные посетители. Авдей сказал, что можете меня за это ударить. Я ответила, что "мараться не буду"". Виктор Санчук отвел меня в сторону и пообещал разобраться. Я знаю, что он сказал кому-то из администрации и насколько я знаю, проект Тер-Оганьяна с выставки был убран в этот же день. В этот же день я встретила Елену Романову, одного из организаторов этой выставки, которая была возмущена и сказала, что просила Тер-Оганьяна не делать ни чего с иконами, и Авдей ей обещал, что иконы будут просто висеть, однако своего слова не сдержал. (том 1,л.д. 139-141) Допрошенный в качестве свидетеля сын обвиняемого Давид Тер-Оганьян, 1981 года рождения, показал, что о готовящейся акции своего отца не знал, участия в подготовке не принимал. Никто из его товарищей не знал о готовящейся акции и участия в ее подготовке не принимал. Почему отец обозначил его и других в объявлении как "Юных безбожников" он не знает, но точно уверен, что ни кто, из перечисленных в объявлении лиц, не давал согласия на свое участие в выставке. Получив от отца несколько пригласительных билетов на бесплатное посещение выставки, он раздал их по своему усмотрению своим товарищам по учебе. После просмотра всей выставки, приглашенные им товарищи уходили, но он остался с отцом до конца выставочного дня. Акцию отца по разрубанию икон он наблюдал со стороны, также его товарищи участия в ней не принимали. (том 4,л.д.377-380) Помимо показаний свидетелей, вина обвиняемого подтверждается следующими доказательствами. Обыском, проведенным в мастерской Тер-Оганьяна, в ходе которого были изъяты следующие предметы: топор, которым обвиняемый рубил иконы, фотографии, на которых изображен обвиняемый в момент разрубания икон на выставке, три иконы "Владимирская Божья Матерь", "Спас Вседержитель" и "Спас Нерукотворный", которые находились на выставочном стенде в "Манеже" и остались целыми, две иконы, которые хранились в мастерской Тер-Оганьяна в качестве образцов богохульства. Одна с вырубленным ликом, а другая с наклейками эротического содержания. (том 1,л.д. 42-43) Протоколами осмотра перечисленных предметов, фототаблицами и постановлениями о приобщении этих предметов к делу в качестве вещественных доказательств. (том 1,л.д. 45-50) Осмотром видеокассеты, поступившей с материалами уголовного дела из Хамовнической прокуратуры, и видеозаписи содержащейся в ней, расшифрованной в виде стенограммы, приобщенной к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. Из видеозаписи следует, что на вопрос корреспондента, первая ли это акция связанная с осквернением икон, Тер-Оганьян заявил, что это не первая акция. Осмотром видеокассеты, предоставленной телекомпанией "Московия" и видеозаписи, содержащейся в ней, расшифрованной в виде стенограммы, приобщенной к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. Из просмотра видеозаписи видно, что Тер-Оганьян демонстрирует образцы надругательства над религией, хранящиеся у него в мастерской, перебирая такие способы надругательства, как дырка в иконе, разрубание топором, отпечатки обуви, тексты нецензурного содержания. (том 1, л.д. 84-90) Следствие анализируя доказательства собранные по делу, приходит к выводу, что Тер-Оганьян действовал с прямым умыслом, направленным на возбуждение религиозной вражды. Это подтверждается, прежде всего, его крайне негативным отношением к православной религии, что подтверждается приведенными выше видеозаписями его интервью, которые он давал в период, до возбуждения уголовного дела. В ходе предварительного следствия, Тер-Оганьян утверждал, что его умысел не был направлен на возбуждение религиозной вражды, что по мнению следствия является надуманным, имеющим целью уйти от ответственности за совершенное преступление. Кроме того, умысел подтверждается тщательностью подготовки к реализации преступной акции по разрубанию икон. Вина обвиняемого также подтверждается следующими собранными по делу доказательствами. (том 1,л.д. 69-73) Заключением историко-искусствоведческой экспертизы, данным специалистом по современному искусству, согласно которому следует: "Действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон невозможно считать ни проявлением какого-то направления в современном искусстве, ни явлением искусства вообще". "Тер-Оганьян претендует на престижный в наших условиях статус художника- авангардиста, однако его действия по разрубанию икон можно считать не более чем примитивной имитацией отдельных моментов практики авангардизма". (том 1 ,л.д.74-77) Заключением богословско-искусствоведческой экспертизы, согласно которой следует: "Иконы уничтоженные Тер-Оганьяном на выставке в "Манеже", являются художественно оформленными предметами культового назначения", и "имеют огромную историческую, культурную ценность по признаку особой значимости для социальной памяти, общественной нравственности граждан, исповедующих православие". В своем заключении эксперт отметил: "Все предметы культового назначения, используемые в жизни Православной церкви, вне зависимости от их художественной значимости, являются святыней. В соответствии с учением Православной Церкви и догматом об иконопочитании они представляют собой святыню, поругание которой является одновременно и оскорблением чувств верующего православного народа и выражением презрения к историческим ценностям этого народа... Образ Владимирской Божьей Матери - главная святыня Русской Православной церкви. С этим образом православные люди на протяжении веков связывали свои победы над захватчиками и поработителям. В настоящее время чудотворный образ Владимирской Божьей Матери, прототип всех икон носящих это имя, находится в Государственной Третьяковской галерее и пользуется особым почитанием всего русского народа...0браз Нерукотворного Спаса на протяжении веков был знаменем Русского воинства, совершавшего великие, победы, начиная с Куликовской битвы, положившей начало русской государственности. Образцы этих стягов русской славы, можно увидеть в экспозиции государственного Исторического музея..Деяние, совершенное Тер-Оганьяном, способно возбудить среди православных граждан чувство естественного недоверия и вражды к согражданам-атеистам и представителям других религиозных исповеданий, возбудить религиозную вражду"... Эксперт делает выводы, что действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон вызывают неприязнь, чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан, исповедующих православие, способны возбудить религиозную вражду, как совершенные публично. (том 1 ,л.д. 78-82) Массовым обращением граждан в прокуратуру г.Москвы, возмущенных действиями Тер-Оганьяна посягающими на честь и достоинство граждан, их конституционные права и свободы, их отношение к религии. Следствием приводятся некоторые выдержки из обращений граждан, в том числе и коллективных. Из обращения семьи Петрухиных и других: "Мы, нижеподписавшиеся, расцениваем это, как оскорбление национальной святыни, православия, оскорбление наших религиозных чувств и национального достояния".(том 2, л. д. 30) Из обращения супругов Зелениных: "Произошло оскорбление религиозных чувств верующих, которое ведет к разжиганию вражды и столкновениям, расчленяет общество", (том 2 л.д. 32) Из обращения Кирилловой: "Если все это будет замолчено и пройдет безнаказанно, я и все мои друзья примем участие в решительных действиях по защите православия, которые пройдут в Москве", (том 2 л.д. 86) Из обращения Ельцева, члена Союза художников: "Против… осквернителей православных святынь должны быть приняты меры, так как их действия оскорбляют чувства верующих и провоцируют столкновения на религиозной почве" (том 2 л.д. 90). Из обращения Симоновой, ст. научного сотрудника МГУ: "Может быть, голос мой слишком слаб, но я считаю, что такое надругательство над чувствами православных верующих должно быть осуждено по закону, как разжигание религиозной розни в нашем обществе, и так слишком далеком от стабильности", (том 2 л.д. 142) Из обращения Гранкина и других: "Поэтому открытое, наглое, обдуманное надругательство над православными святынями, и не где ни будь, а в центре Москвы,- столице государства, где основная часть населения считает себя православными христианами, можно расценить только как стремление определенных сил вызвать религиозную вражду в обществе"(том 2 л.д. 144). За время следствия в адрес прокуратуры не поступило ни одного обращения в поддержку действий Тер-Оганьяна. Все обращения граждан приобщены к материалам уголовного дела. Изучением личности обвиняемого установлено, что он ранее не судим, на учете в ПНД и НД не состоит, по месту жительства характеризуется нейтрально, имеет двоих несовершеннолетних детей. 04 декабря 1998 года, в Центральном выставочном зале "Манеж" (Москва, Манежная пл.1), в период проводившейся художественной выставки "Арт-Манеж", имея умысел на совершение действий в наглядно-демонстрационной форме направленных на возбуждение религиозной вражды, выставил свой авторский проект под названием "Юный безбожник". На предоставленном ему стенде, вывесил более 20 православных икон: "Владимирская Божья Матерь", "Спас Нерукотворный", "Спас Вседержитель", приобретенных им накануне в иконной лавке "Софрино". Рядом с иконами, в доступном для обозрения посетителями выставки месте, повесил заранее изготовленное объявление, в котором предлагалось осквернить любую из выставленных икон за определенную плату. В период с 19 до 21 часа, призывал и вовлекал граждан совершить действия по осквернению икон, а затем в присутствия многочисленных посетителей, снимал со стенда иконы, клал на пол и заранее приготовленным топором, разрубил несколько икон, чeм вызвал возмущение граждан и организаторов выставки. Своими действиями, Тер-Оганьян А. С. совершил преступление, предусмотренное ст. 282 ч .1 УК РФ. Обвинительное заключение составлено в г.Москве 25 марта 1999 года. На основании ст.ст. 35 и 207 УПК РСФСР уголовное дело направляется прокурору города Москвы для утверждения обвинительного заключения и передачи в суд. Следователь по особо важным Ю.Ю.Крылов |