"Выставка-продажа"
1991, осень
Организована А.С.Тер-Оганяном осенью 1991 в галерее на Автозаводской.
Вся выставка состояла из того, что в галерее были выставлены, стоящие
друг на друге, штук тридцать ящиков с портвейном.
Более того: эти произведения можно было не только смотреть, но и трогать
руками, и покупать, и недорого.
Если расшифровывать художественный смысл данного произведения, то он
состоит в том, что здесь в очередной раз явлены сразу обе основные линии,
которые А.Тер-Оганян будет развивать все 1990-е годы: тему пьянства -
и тему пародирования классических авангардистских лозунгов и идей.
Он их пародирует – путем буквального их исполнения.
Ибо это, конечно, классические лозунги классического авангарда: "Искусство
для народа" - и "искусство в массы" - и "искусство
в жизнь" – и "растворение искусства в жизни" - и "искусство
прямого действия", непосредственно и прямо воздействующее на реальность,
- классические лозунги классического авангарда, причем именно русского
авангарда: Маяковский, Малевич, Родченко, Татлин, и проч., и проч.
Только у тех не очень-то оно выходило: они старались везде свое искусство
насаждать, и даже чуть ли не под дулом маузера – но народ на самом деле
этого искусства так и не полюбил и при первой же возможности заменил его
на более удобоваримое.
А вот Оганяну – удалось!
Действуя согласно любимому своему принципу "Не нужно искать сложных
путей! Нужно действовать способом самым простым и прямым!", он сумел
действительно все эти лозунги классического авангарда осуществить и сделать
искусство, которое прямо и непосредственно воздействовало на жизнь, и
которое народу - действительно чрезвычайно понравилось: в галерее с утра
до вечера толпился народ все три дня работы выставки, и окрестные жители
просили даже сделать выставку постоянно действующей.
Нужно напомнить: это были времена ужасного безалкоголия, когда алкогольный
напиток можно было купить только у таксистов за тройную цену - а в галерее
оно продавалось всего лишь за полуторную. |