Уважаемое жюри! Говорят, что победителей не судят.
Позвольте мне оспорить это утверждение и сразу приступить к делу.
Вот семь победителей конкурса: Алексрома, Варан, Кокан, Антон Мажирин, Molotkoff, Сергей де Рокамболь и Женя Смирнова.
Начну с Алексромы. «Обнажи маху». Как педагог-новатор, не могу не одобрить методический приём. Однако, автор в концептуальных целях использовал заведомую дезинформацию зрителя. «Обнажённая маха» по-испански не “Maja desnuda”, а “La maja desnuda”, a «Обнажи маху» по-испански вовсе не “Desnuda maja”, а “Desnuda a la maja”, в чём автор под давлением фактов сознался, что не смягчает его вины. «Купание монохромного коня» - прекрасная игрушка. С удовольствием пощёлкал туда-сюда. Больше всего понравился зелёный конь.
Остальное смотреть не стал. Слишком узок спектр запрограмированных Алексромой реакций: вздрагивать и ржать.
Концептуально близок к Алексроме Варан. LHOOQ. Слушай парень, как ты это сделал, а? Если ты сам этого таракана сканировал откуда-то, анимировал, в общем, запрограммировал – тебе памятник поставить нужно! Я даже забылся, подпёр щеку рукой – и минут пять ловил этих тварей. Ну а если это уже готовый полуфабрикат – аплодисменты программисту.
Обратимся к Кокану. Кокан, нечестно выбирать красивые работы! Они ласкают взор и потому беспроигрышны. Всё-таки, специфика art-flash в том, что даже искушённый зритель невольно перестаёт различать, что тут от изнасилованного художника, что – от программиста, а что, собственно, от автора концепта. Вот если бы ты, братец, взял, например, «Чёрный квадрат»…
А вот Антон Мажирин его и взял. Но Боже мо-о-й…! Что за неуместное панкование! Вот так вот всё взять и… Ей-ей, будь я Казимир Малевич – да простит меня почтенное жюри - восстал бы из гроба – и по башке костлявой рукой! И что интересно: тараканы у Кокана очень даже симпатичны, а мухи у Мажирина – отвратительны! Напоминает сказку про Царевну-лягушку. Махнула царевна правым рукавом – озеро разлилось, махнула левым – лебеди по нему поплыли; вышла её соперница, махнула правым рукавом – гостей забрызгала, махнула левым – кость царю в глаз попала…
Molotkoff... Слава Богу, без эпатажа, вроде как неплохая художественная фактура, но ничего не успеть разглядеть. Что-то такое плавает, будто в луже с мазутом. Душу почему-то изображает страус, развёрнутый к зрителю задом…
Иное дело Сергей де Рокамболь. Одно лишь имя уже само по себе является концептуальной константой. Что до творчества, то не угодно ли присутствующим вспомнить фильм «Старик Хоттабыч», где иллюзионист на арене цирка показывает фокусы до тех пор, пока настоящий волшебник не выдерживает и не убирает его, а вместе с ним и всю публику. В канун светлого праздника Пасхи имя Казимир Малевич, составленное с помощью символов, обозначающих испорченный файл, как бы возвестило: СМЕРТЬЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ! Вот истинная магия. И кнопки тут ни при чём.
Да, насчёт Пасхи. При всей симпатии к Жене Смирновой, подозреваю, что на месте её работы первоначально была другая. Та, что изображает рекламу деревообрабатывающей фирмы на фоне страданий Иисуса. Уж больно высокий рейтинг у неё был. Думаю, включили её в число победителей, а потом, наверное, за голову схватились: Пасха же на носу! Что о нас скажут?! Да и мало ли, глядишь, ещё разверзнутся небесные хляби – мало не покажется! И выбрали поскорее что поблагостнее, подобрее: мишку с сердечками. Господь и не успел обидеться…
А тут и Праздник поспел. И уж не знаю насчёт великого бога Пана – а ХРИСТОС ВОСКРЕС, с чем я всех присутствующих и поздравляю.
И приятных вам сновидений.
Ваш Вениамин Кобылянский