ИС: Независимая газета - НГ Фигуры и лица
^ДТ: 29.03.2001
^НР: 06 (69)
^АВ: Даша КОТЕЛЬНИКОВА
^ЗГ: Марат Гельман снова покоряет интернет
^ТТ:Наконец-то свершилось, и некто решился на проведение конкурса по веб-арту.
Объявление об этом конкурсе помещено на сайте московского галериста Марата
Гельмана, и работ там - великое множество. Конкурсанты постарались на славу, и
весьма невинное условие того, что в основе работ должны лежать репродукции
произведений современного искусства ХХ века, совсем не помешало разгулу фантазии
флэш-творцов. Некоторые из флэш-работ (а это клипы, которые представляют собой
элементы анимации и векторной графики для веб-страниц) сделаны с большой
любовью, в отдельных весьма искусно формулируется новое понимание Федотова и
Пикассо, иные представляют собой типичный продукт левополушарного мышления.
Первые трогают своей наивностью и некоторой детскостью - они интересны своей
нетипичной трактовкой. Остальные оставляют чувство непонимания и заставляют
желать появления строжайшей цензуры на порнографию.
Этим конкурсом круг Гельмана замкнулся. Это уже не просто галерея современного
искусства в Интернете, это интернет-искусство для Интернета - для него как
некоего информационного пространства и для него как аудитории в миллионы
пользователей. Это искусство среды в сети, которая, как он сам говорит, "очень
ему близка и понятна, так как похожа на художественную:". Появление этой
замкнутости довольно странно для Гельмана, который всегда стремился вытянуть
процесс создания художественного произведения в пеструю среду обывателей, что
всегда сильно развлекало многих. К слову сказать, выставка 90-го года "Я люблю
Горби", а также другие экспозиции того периода вызвали явное одобрение со
стороны "гельмановских интеллектуалов" и пассивное непонимание старомодных
ценителей искусства.
Нестандартный поставщик Интернета галерист Гельман заинтересовался приятно
звучащей идеей о том, что теперешний рынок требует от галериста живой
заинтересованности в современных технологиях или, вернее, более технологически
совершенных средствах воплощения художественного замысла.
Смелая идея выставки-конкурса превратилась у Марата Гельмана в Тяни-Толкая.
Непонятно, на что Гельман делал ставку и что его больше интересовало:
технические навыки конкурсантов либо их творческие замыслы. Поэтому, с одной
стороны, этот конкурс тянет все-таки в изящные искусства, а с другой стороны -
он пытается протолкнуться в высшие технологические сферы и показать все
разнообразие весьма скромных достижений флэш-творцов в области средств для
создания интересных сайтов. Как и большинство остальных претенциозных проектов
Гельмана, этот подарил радостное ощущение детского праздника с кучей шариков и
флажков и неприятное ощущение собственной внезапной нелюбви вообще ко всему
визуальному искусству.
НГ Фигуры и лица N 06 (69) 29.03.2001