Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/1999-06-17/art/

Слон-импрессионист и термит-передвижник
2427, 17.06.99 // 7895

Венецианская биеннале открылась в 48-й раз

ДВА ГОДА назад состоялись похороны Венецианской биеннале.

Говорили, что эта некогда самая престижная выставка изобразительного искусства изжила себя, сдает позиции и вообще давно должна "передать холст" молодым. Но прошло два года, и 48-я по счету биеннале, открывшаяся 9 июня, доказала, что выставка не только выжила, но и оказалась способна к реформированию. На этот раз на Венецианской биеннале была впервые сделана ставка на новые технологии в искусстве.

Общая тема нынешней биеннале - "все для всех". В выставке участвуют 102 художника. На право представлять Россию претендовали десять проектов. Отбор осуществлял Центр современного искусства, окончательное утверждение - за Министерством культуры. Победивший проект осуществился благодаря спонсорской помощи.

Начиналось все не слишком удачно. Как известно, биеннале проходят раз в два года. В промежутках павильоны пустуют, если не считать располагающихся тут бездомных. К открытию стекла оказываются побиты, стены исписаны. А в этом году в российском павильоне еще и продавали наркотики. И хотя торговали итальянцы, нам все равно пришлось объясняться. Не говоря уже о том, что построенный в 1913 году архитектором Щусевым павильон нуждался в большом ремонте. Как и в прошлые годы, помог итальянский коллекционер Альберто Садретти. Сам он так говорит об этом сотрудничестве: "Из года в год ваше министерство и ваш государственный Центр современного искусства приходят и угрожают, что будут плакать. Поскольку я не люблю плачущие организации, я, как могу, помогаю - организационно и финансово".

Российский павильон был открыт 10 июня - в день заключения мира на Балканах. Так что название главного российского проекта - "Мир": сделано в ХХ веке" звучало как нельзя более актуально.

Автор проекта Сергей Бугаев (Африка) прощается с главными мифами века - космическим, коммунистическим, христианским. Проект занимает два павильона - российский и специально построенный из стали и титана. В "зале электрошока" в центре - огромная металлическая сфера 6 метров в диаметре, с которой на отполированный пол проецируется заснятый в психиатрической клинике сеанс электрошока. На стенах - выполненные на эмали иллюстрации из советских фотожурналов 20-70-х годов. В зале, декорированном под космический павильон, стоят две ракеты, увенчанные куполами с крестами и скульптурой Ленина посередине. А в следующем зале раскачивается маятник в виде мухинских рабочего и колхозницы, названный художником "Пригожин-1" в честь Нобелевского лауреата, создавшего теорию хаоса. Конструкция должна символизировать идеологические колебания истории. В павильоне звучит пафосный и печальный "Остров мертвых" Рахманинова.

Посетители павильона многочисленны, а специалисты отмечают: "Впервые видим, когда художник использует технику не ради техники, а ради искусства". Бугаев имел такой успех, что все были практически уверены в награде.

Олеся Туркина, куратор проекта:

- До последней минуты ходили слухи, что наш проект получит интернациональный приз. Многие подходили и спрашивали: "Ну что, русские, уже празднуете победу?" Но отпраздновать так и не пришлось. Мы не обиделись: свою работу выполнили честно. Главное, все увидели - русское искусство живо, это искусство социально активное, молодое и актуальное.

Российских проектов, собственно говоря, два. Соседствуя, они как будто демонстрируют, какие кардинальные перемены произошли со страной за последние годы. Там, где на прошлых биеннале были представлены республики СССР, основатели российского соцарта Виталий Комар и Александр Меламид, вот уже двадцать лет живущие в Штатах, демонстрируют "Сотрудничество с животными". "Я знаю Комара и Меламида с 76-го года, - говорит Альберто Садретти, - но сегодня они не имеют ничего общего с русскими. Они только иногда - когда это удобно - представляются как русские художники, но в своем искусстве идут другим путем".

В последние годы Комар и Меламид сотрудничают с обезьяной Микки, бобрами, термитами и слонами. Обезьяна фотографирует Москву, слон рисует хоботом (в Таиланде Комар и Меламид открыли три академии для обучения слонов живописи), бобры и термиты строят плотину и другие архитектурные объекты. Результаты их трудов запечатлены на видео. Кстати, авторы обещали привезти на выставку слона-художника.

Биеннале продлится до 7 ноября.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1