Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 17.06.99 К ОБЗОРУ
Венецианская биеннале пронизана китайским духом
Коммерсантъ, 17.06.99 // Екатерина Деготь

Русское искусство представлено небогато, но достойно В Венеции открылась 48-я биеннале современного искусства - последняя в нынешнем веке. Эта крупнейшая международная выставка (ныне в ней участвуют 59 стран) находилась в последние годы в кризисе, и от теперешней ждали подтверждения того, что искусство ХХ века не было исторической ошибкой.

Ожидания оправдались, но для этого потребовалось экстраординарное по своему масштабу вливание искусства молодых китайских художников. Обычно Венецианская биеннале состоит из национальных павильонов, в которых каждая страна представляет свою очередную гордость, большой выставки на какую-нибудь тему, которую делает главный куратор, и раздела молодых художников Aperto (что значит "открыто"). Aperto всегда было лучшей частью биеннале, национальные же павильоны - худшей и самой проблемной. Места были распределены еще в начале ХХ века, их не хватает, вопрос о нации вообще сейчас сомнителен, и звучат голоса о необходимости отказаться от олимпийского принципа нацсборных.

Пока этого не произошло, хотя некоторые страны решили в этом году демонстративно размыть свое представительство: французы, например, показывают одного французского и одного китайского художника (живущего в Париже), а датчане, напротив, пригласили куратора-француза. Главным куратором биеннале стал в этом году знаменитый Харальд Зееман (он в свое время и был автором идеи Aperto), принципиальный сторонник новаторства, перемен и риска, инициатор многих выдающихся выставок ХХ века, которые сами по себе были художественным и даже поэтическим высказыванием. Впервые он был избран на четыре года, на две биеннале вместо одной. В этом году Зееман отказался от идеи тематической выставки, как слишком ограничивающей мысль, и интегрировал Aperto во "взрослую" выставку, назвав все это "dAPERTutto", что означает "повсюду", отрицая идею какой-либо идентичности, кроме творческой индивидуальности. Зееман сделал умный, тонкий и ответственный выбор, и сильное преобладание очень молодых художников, женщин и китайских авторов вызвано не разнарядками, а тем, что их искусство действительно неординарно.

Это, пожалуй, первая международная выставка, где нет никаких "меньшинств" или, скорее, все являются меньшинствами. В этом смысле Зееман преподал урок политического и эстетического демократизма. Очень в духе нынешней выставки то, что главный приз "Золотой лев", который присуждается лучшему национальному павильону, был отдан павильону Италии, которого не существует: работы нескольких молодых итальянских художниц, которые разделили приз, рассеяны по всей биеннале. Вообще характер присужденных призов напоминает недавний Каннский фестиваль: мэтры были провалены (за исключением двух почетных призов, которые получили классики авангарда Луиза Буржуа и Брюс Науман), а тремя главными премиями отмечены молодые и неизвестные: американец Дуг Эйткен с ритмически завораживающим фильмом про молодого чернокожего парня, напоминающим клипыMTV (почему-то эта работа была награждена за интеллектуальный вклад, хотя привлекательность ее носит чисто эротический характер), китайский эмигрант Чай Госянь, прямо на выставке лепивший из пластилина копии китайских пропагандистских скульптур времен культурной революции (но оставляя их незавершенными), и иранка по происхождению Ширин Нешат с изящной работой: на двух видеомониторах противопоставлены пение мужчины в большом зале перед чисто мужской аудиторией и пение одинокой женщины в темноте (ислам запрещает женщине петь на публике).

Что касается тенденций, то здесь гораздо меньше новизны, чем в распределении призов. Живопись, скульптура, графика практически погибли, уступив место либо разного рода образам - видео, фотография, кино (на сей раз было много очень длинных фильмов, место которым, скорее, на кинофестивале), либо инсталляциям, погружающим зрителя в целостную среду (где очень темно или очень светло, туманно, тепло, сыро, чем-то пахнет, что-то звучит и так далее). Либо, наконец, интерактивные проекты, в которых зритель должен принять участие. Часто все это напоминает остатки какого-то научно-фантастического фильма. Тема всего этого - либо невыразимые в словах насилие, боль, жестокость, секс, шум, хаос, скорость, либо поэтическая хрупкость и эфемерность (знаменитая видео-артистка Пипилотти Рист показала "событие", в котором лопался, выпуская какие-то пары, огромный мыльный пузырь под названием "Ничто").

Увы, при подготовке своей выставки Зееман в Россию вообще не ездил. Видимо, он разделяет единодушное и глубочайшее разочарование международных экспертов в русском искусстве. На dAPERTutto есть только одна художница из России -Анна Ермолаева (1970 г. р.), живущая в Вене. На ее четырехминутном видео медленно крутятся шампуры с курами. Работа носит феминистский характер или же посвящена теме насилия - одно из двух. Меж тем российский павильон, поделенный в этом году на две части(инсталляция петербуржца Сергея Бугаева-Африки и проект нью-йоркских переселенцев Виталия Комара и Александра Меламида), выглядит вполне на уровне. На верхнем этаже - Африка с мейнстримом современной художественной сцены: темная, клаустрофобическая видеоинсталляция на тему лечения электрошоком. Конструкция из нержавеющей стали, на пол которой проецируется впечатляющий фильм, сделанный художником в одной из психиатрических больниц, плюс крики больного то ли от боли, то ли от экстаза и первые такты "Острова мертвых" Рахманинова.

Страшно. На стенах кладбищенские фото на керамике -образы советской истории из журналов 20-30-х годов (впрочем, эти фото абсолютно не видны). Помимо этого представлены и более ранние картины и инсталляции Африки, которые, к сожалению, выставку еще более запутывают. Впрочем, многим именно это и нравится: в подслушанной реплике один американец приглашал другого подняться на верхний этаж русского павильона, потому что там "больше русского" (по сравнению с нижним этажом, где представлен дуэт Комара и Меламида). Если Африка показал патетическое стихотворение, то Комар и Меламид - сатирический памфлет. Они выступили в данном случае как кураторы творчества таиландских слонов, сделав злую пародию на политкорректность и систему национального представительства. Их малобюджетная, скромная выставка по радикализму своей критики (это уже даже не критика, а просто плевок в лицо) далеко превосходит все показанное на нынешней биеннале, которую Зееман постарался сделать полной оптимизма и надежд.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1