Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/1999-07-25/andrias/

Русские "амазонки"
7716, 25.07.99 // 2159

Первой выставкой отолько что открывшегося в Берлине Центра Соломона Гугенхайма стали "Амазонки русского авангарда". Организовавший выставку Фонд и Музей Гугенхайма в Нью-Йорке представил работы художниц начала ХХ века из Третьяковской галереи, Русского музея и российских провинциальных музеев. После Германии "Амазонок" покажут в Лондоне, Венеции и Нью-Йорке. О нынешнем отношении к русскому авангарду на Западе корреспонденту "МН" рассказывает куратор выставки, американский славист Джон Боулт.

- Название выставки мы позаимствовали у поэта Бенедикта Лившица, издавшего в 1933 году в Ленинграде мемуары "Полутораглазый Стрелец". Он пишет, что в 10 - 11-х годах именно женщины задавали тон в формировании русского авангарда. Называя художниц амазонками, Лившиц подчеркивает их творческую мощь, обозначая византийские, греческие истоки русского авангарда: ведь из мифов следует, что амазонки родом с Востока.

- Кто отбирал картины для выставки?

- Идея выставки принадлежит сотруднице Музея изобразительных искусств в Москве Зельфире Трегуловой, которая задумала ее много лет назад. Административными делами занимался сотрудник Фонда Гугенхайма в Нью-Йорке Мэтью Дратт. Я - составитель, главный редактор каталога и один из его авторов.

- 20 лет назад первые выставки русского авангарда стали на Западе сенсацией. Вызовут ли такой же ажиотаж "амазонки"?

- Ну, сегодня большого шума не будет. Американец не поедет в Россию, чтобы увидеть Розанову. Но он с удовольствием пойдет на нее в американский музей. Тем более что феминизм у нас в моде!

- Некоторые считают, что выставка "амазонок" призвана оживить интерес к русскому авангарду на западном рынке, спрос на который поостыл после шумных скандалов, связанных с продажей сомнительных работ.

- Действительно, подлинных вещей на рынке нет. Но у коллекционеров есть деньги. Вот и появляется много вещей сомнительных.

- Может быть, экспертам, работающим с русским авангардом, стоит сесть за "круглый стол" и попробовать установить общие принципы в оценке работ, претендующих называться русским авангардом? Русский авангард - столь масштабная тема, что интерес к нему будет всегда...

- Ну, что вы! "Круглый стол" никогда не состоится! Во-первых, каждый эксперт связан с той или иной галереей. Во-вторых, он всегда отстаивает свою точку зрения и доверяет собственному глазу. Хотя более всего надо верить документам. Думаю, что со временем появится техника, которая позволит точно определить время появления той или иной работы.

- Недавно Музей современного искусства в Нью-Йорке возвратил наследникам Казимира Малевича одну из его картин, которые вывез из Германии в начале 30-х первый директор музея. Справедливо ли это?

- Это пример успешного юридического решения - с ним согласны обе стороны. Но в США потому и знают Малевича, что он находился в нью-йоркском музее. Его первый директор Альфред Барр любил русский авангард, бывал в Москве. Именно он привез в Штаты работы Малевича, Поповой, Родченко. И в том, что сегодня одна вещь Малевича покидает музей, есть определенная несправедливость.

- Какие у вас планы после "амазонок"?

- В 2000 году для ряда крупных американских городов я готовлю выставку "Painting Revolution": работы русского авангарда из российских провинциальных музеев. Есть желание организовать выставку на темы русского авангарда и его национальных истоков - лубка, примитивного искусства.

- Западную публику не утомит такое обилие авангарда с Востока?

- Она же не устает от Рембрандта и Рубенса. А русский авангард - столь масштабная тема, что интерес к нему будет всегда.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1