Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/1999-08-20/znamen081899/

Художник за картины берет квадратными метрами
2267, 10.08.99 // 1889

Музей Шилова расширяется.

Юрий Лужков, посетивший Московскую государственную картинную галерею Александра Шилова, сообщил, что галерея может занять соседнее здание по Знаменке (дом 7), поскольку располагающейся в нем организации предоставлено новое помещение. В тактике общения народного художника СССР Александра Шилова с московскими властями это закономерный шаг. Три года назад художник подарил мэрии 350 картин. За что получил под музей своего творчества почти 3 тыс. квадратных метров в классическом особняке на Знаменке, что напротив Кремля и знаменитого дома Пашкова.

Дом 5 на улице Знаменка (бывшая Фрунзе), который сейчас занимает МГКГ Шилова,- памятник архитектуры и истории. Построен архитектором Тюриным (автором проекта Богоявленского (Елоховского) собора и здания Московского университета на Моховой - корпус факультета журналистики) в 1829 году. Перестроен архитектором Шестаковым в 1881-м и достроен архитектором Кайзером в 1900-м. В 1920-1930-х годах квартиру в доме снимал профессор Московской консерватории Борисовский, руководитель известного Квартета Бетховена. Дом 7 не имеет такого исторического досье. Тем не менее он значится под грифом "памятник архитектуры" как здание, выдержанное в стиле позднего классицизма.

Итого, общая площадь зданий составляет приблизительно 3500 квадратных метров. У заглаженной, старинствующей живописи Шилова, которую иначе как салоном не назовешь, масса поклонников среди политических VIP. Поэтому беспрецедентное в мировой практике решение об учреждении личного музея здравствующего художника было принято в самых высоких эшелонах власти: за него проголосовала госдума, мэрия, а Управление делами президента даже поспешило предложить под творения художника три зала в Кремлевских апартаментах. Отказался - мало места, да к тому же "режимная зона" - народу туда трудно попасть. А на внимание "простого зрителя" Александр Максович весьма рассчитывает, специально для него он пишет трогательных морщинистых старушек, розовощеких отроковиц, дородных иерархов и незамысловатые виды родной природы (эти последние даже с точки зрения салона слишком незамысловаты). Делать музей имени самого себя не очень прилично. Александр Шилов тогда предложил основать музей-мастерскую, своего рода цех для потенциальных мастеров кисти и муштабеля, типа частной "академии", конкурента Суриковского института и мастерской г-на Глазунова.

Что создавалось бы в этой мастерской, вполне очевидно. Но, видимо, с набором класса дела идут туго. В то же время активизировался другой соискатель мэрской любви - Илье Глазунову (тоже подарившему картины Москве) муниципалитет предложил взять опять же для личного музея-мастерской три дома на Арбате. В этой ситуации логичен поступок Шилова - он одарил город еще 300 холстами. По правилам игры в любезность Москва должна ответить. Однако нынешний жест мэрии скорее декларативный, нежели практический. Юрий Лужков заявил живописцу, что дом, отписанный ему еще два года назад, передается галерее, и художник может начинать переговоры с инвесторами о его реконструкции. Внимание мэра тоже важно. А в марафоне за получение музейных метров следующее слово за Глазуновым.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1