Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 05.02.00 К ОБЗОРУ
Предвыборная агитация в Белых Столбах
Время МН, 31.01.00 // Алена Солнцева

Фестиваль архивного кино показал весьма актуальные картины

В Госфильмофонде завершился четвертый международный фестиваль архивного кино. Как всегда, программа строилась по двум направлениям - архивные редкости, находки и открытия, и - для актуализации фестиваля и его большей открытости - специальные программы, в которых собраны раритетные фильмы на злобу дня. В этот раз таких программ было три:

1) "Чечня!" - в нее вошли советские фильмы двадцатых-тридцатых годов, времени, когда их создатели считали, что "национальная рознь" - это продукт классовой борьбы, что независимые горцы боролись лишь против царского самодержавия, а интернационализм - естественное чувство свободного человека;

2) "Конфронтация. Церковь. Политический аспект" - в ней оказались фильмы про то, как католические священники провоцируют еврейский погром ("Крест и маузер", 1925, СССР), как в Ватикане замышляют борьбу с литовскими колхозами ("Над Неманом рассвет", 1950, СССР), и про то, как коммунисты убивают священника, вступившегося за борцов "Солидарности" ("Убить священника", 1988, Франция, режиссер Агнешка Холланд).

3) И "Технология выбора" - весьма любопытный подбор документальных фильмов, посвященных избирательным кампаниям ХХ века.

Каждый раз Госфильмофонд предлагает участникам фестиваля удивительный аттракцион из сравнительной культурологии - стыкует фильмы различных эпох и дает возможность наглядного изучения того, как время меняет умонастроения и как одно и то же событие можно увидеть с совершенно разных точек зрения.

В этот раз участникам фестиваля была предоставлена возможность посмотреть один из первых в мире музыкальных клипов - фильм Эйзенштейна и Александрова "Сентиментальный романс" (снятый классиками советского кино в Париже на деньги торговца жемчугом Розенталя, поставившего единственное условие - занять в картине его любовницу Мару Гри); узнать, что, как недавно удалось установить сотрудникам Госфильмофонда, до 1935 года эпиграфом к "Броненосцу "Потемкину" оставалась цитата из статьи опального Льва Троцкого; посмотреть игровую картину известного советского документалиста Александра Медведкина в сопровождении специально написанной для этого немого фильма композитором Алексеем Айги музыки. И еще раз убедиться в том, что если в первые десятилетия ХХ века русские кинематографисты мыслили и снимали на одном уровне с ведущими западными режиссерами, то к середине столетия их победы на международной арене были экзотической приправой к богатому ассортименту западной культуры, умилявшейся советским фильмам, как взрослые ра дуются нежданной разумности в речи ребенка.

Известно, что история ничему не учит. Однако есть ситуации, когда к ее советам начинают прислушиваться, когда есть возможность извлечь из них практическую пользу. правда, Путин похож на Гитлера?" - с таким вопросом обратилась за обедом к сотрапезникам на фестивале одна дама после просмотра фильма "Полет Гитлера над Германией" 1932 года. Вообще в большинстве своем кинематографическая общественность настроена к существующей власти довольно враждебно: прежде весьма привилегированная часть общества, поначалу активно поддержавшая реформы Ельцина, оказалась вскоре мало оплачиваемой, невостребованной и чувствует себя униженной.

Однако в замечании про Путина вовсе не было ненависти к властям, просто жизнь между двумя выборными кампаниями заставляет все увиденное на экране немедленно соотносить с собственным опытом избирателя, а темы агитации, лозунгов и борьбы кандидатов становятся как никогда актуальны. Обычно широкой публике наплевать на тот факт, что первые теледебаты состоялись между Кеннеди и Никсоном в 1961 году в Чикаго - но только не после думских выборов 99-го, сейчас это знание кажется важным. В документальном фильме "Как делают президента" (The making of the preside nt), снятом после победы Джона Кеннеди, подобных фактов довольно много, но кто помимо специалистов-пиарщиков стал бы смотреть на бесконечные прения между кандидатами от демократов, вникать в оттенки имиджа (Кеннеди отобрал голоса у Никсона, поскольку был телегеничнее), обсуждать звонок Кеннеди жене арестованного Мартина Лютера Кинга, принесший кандидату голоса черных избирателей, если бы не предстоящий хеппининг по избранию в марте президента России. А так - нам не очень понятны проблемы с Кеннеди-католиком (в протестантской стране этот недостаток кандидата пришлось устранять специальной агитацией за свободу совести) - но зато как близок сюжет с поддержкой Никсона Эйзенхауэром - действующий президент перестарался с демонстрацией симпатий своему кандидату, что, считают аналитики, пошло во вред последнему. Борьба за голоса кандидатов в демократической Америке обнажена и обнаружена - технологии ясны, удача приходит к тем, кто более умело использует известные приемы. Общество тем не менее готово оплачивать эту нервотрепку, поскольку в процессе выборов все же уточняются общественные ожидания, формируется гражданский заказ. Для нас сегодня этот фильм - как пособие по обществоведению.

Ранние фильмы программы, сделанные непосредственно для воздействия на избирателей, более курьезны, чем поучительны. Уже упоминавшаяся немецкая пропагандистская картина 1932 года смотрелась трудно - в ней почти ничего не происходит. Предпринятая национал-социалистами грандиозная акция - Гитлер на трехмоторном самолете облетел всю Германию, выступая с речами на многотысячных митингах во всех городах, - запечатлена совершенно безыскусно, длинными планами демонстрируя однообразные действия лидера, который летит, выходит, выступает, пожимает руки гражданам.

Необычность этого монотонного повествования именно в подчеркнутой документальности - ничего не придумано, никакого монтажа, поэтому действовать на зрителя должно особенно убедительно: 70-тысячные толпы сторонников, штурмовики, еще не обретшие магического автоматизма, но уже обрамляющие выступления лидера графической четкостью парада, неожиданно строгое, сосредоточенное лицо Гитлера.

Забавным и неожиданным оказался игровой фильм 1917 года, снятый по заказу эсэров специально к выборам в Учредительное собрание. Мелодраматический сюжет про оклеветанного рабочего, исключенного из партийного списка после обвинения в воровстве, перемежается установочными комментариями о правилах поведения на избирательном участке. Иллюстрируются примерами законы о выборах: лишены права голоса "злостные банкроты", лица, приговоренные даже к "легким наказаниям", те кто не достиг 20 лет, если они не военнослужащие, - и все это в трогательной сегодня специфической манере немого кино. Впрочем, "напрасны ваши совершенства" - Учредительное собрание, избранное с таким тщанием, просуществовало всего 12 часов. Знаменитая сцена разгона Учредилки матросом Железняком из фильма Сергея Юткевича "Яков Свердлов" (1940) тоже была показана на фестивале. Сколько поколений радовалось остроумному решению проблемы: Свердлов доверительно сообщает Железняку: "Большевистская фракция покинула собрание... Действуйте. Но не сразу и по возм ожности вежливо." После чего и звучит знаменитое: "Караул устал". Карикатурные депутаты быстренько голосуют - о земле! о свободе совести! и прочую дребедень - и трусливо покидают историческую арену.

Действительно, кино - важнейшее из искусств, с его умением заменить собой реальность: как известно, часто цитируемые сцены взятия Зимнего и свержения памятника Александру III тоже взяты из игрового кинематографа - у Эйзенштейна и Козинцева соответственно.

Вообще же эту подборку очень хочется порекомендовать для просмотра всем сегодняшним депутатам, да и избирателям - во-первых, осознание исторического ряда полезно для правильной самоидентификации, а во-вторых, полезно задуматься о том, что и после нас в Госфильмофонде кое-что останется на суд потомков.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1