Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 22.02.00 К ОБЗОРУ
Фотография хорошо усваивается современным организмом
Коммерсантъ, 11.02.00 // Екатерина Деготь

В столице открылась еще одна художественная галерея. Московский центр искусств и Московский Дом фотографии учредили совместный проект под названием "Фотогалерея 'Глаз'". "Глаз" будет профессионально и за сотни (а не тысячи) долларов продавать старую и новую фотографию.

Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова не выносит шума. Возможно, именно поэтому она и занимается фотографией, а не живописью. Как выясняется, на рубеже тысячелетий некоторые нервно истощенные люди находят крайне утомительным смотреть на картину, написанную маслом. В музее мимо нее еще можно проскользнуть, но в доме, напротив собственного дивана, она раздражает, как глухая провинциальная родственница в ярко-красном халате. Хочется чего-то быстрого, сообразительного, легкого, желательно черно-белого. И чтобы оно молчало.

По мере ускорения темпа нашей постиндустриальной цивилизации число таких людей растет, в том числе и в России. Поэтому, возможно, наши критики напрасно ломают перья, пытаясь убедить соотечественников забыть передвижников и полюбить что-то современное, минималистских форм. Это произойдет само собой, по чисто физиологическим причинам. Мало кто из нас способен съесть каких-нибудь баранов, фаршированных каплунами, которых подавали Людовику Четырнадцатому: желудки уж не те. Масляные краски, яичная темпера, мясо натурщиц тоже кажутся нам тяжеловатыми.

Кроме того, современный человек, живущий быстро и поверхностно, в принципе все более равнодушен к проблеме оригинала и копии. Мы все больше ценим не уникальность произведения искусства, а свою собственную. Например, фотография, напечатанная в книге огромным тиражом, кажется нам уникальной, потому что какая-нибудь заключенная в ней нелепость (а фотография всегда нелепа - позируй или не позируй, чего-то фотограф не учтет) нажимает именно в нас на некую важную кнопочку, которую Ролан Барт назвал пунктумом. Конечно, еще лучше, если такой пунктум найти, как гриб в лесу, в галерее или на блошином рынке, тогда это будет настоящее приключение, событие встречи двух уникальностей.
Таким образом, фотография есть идеальный массовый товар для элитарного (мыслящего себя элитарным, то есть всякого) покупателя. Число фотоярмарок и фотогалерей в Европе и Америке поэтому растет, хотя у них есть и проблемы: как не стать покрытым пылью антикварным салоном, как сохранить имидж чего-то современного. Очень многие галереи, даже если они работают со старой фотографией, продают и фотопроекты современных художников. Во-первых, они, как ни странно, стоят дороже по причине модности, во-вторых, они создают атмосферу новизны и приятных случайных находок, которая есть и на блошином рынке, главном конкуренте фотогалерей. Антиквариат слишком предсказуем.

У нас в стране другие проблемы - старых фотографий вообще мало, как и старых вещей в принципе. Они так долго ничего не стоили, что в результате стали стоить слишком дорого. Современные отпечатки со старых негативов во всем мире, например, стоят не больше рамы, у Свибловой же они пойдут несколько подороже. Именно современный тираж видов Москвы 1890-х годов съемки Петра Павлова и повседневных сценок 1904 года работы Александра Гринберга она, в частности, показывает на открытии новой галереи. Старые, авторские отпечатки, а тем более негативы она продавать не имеет права, поскольку у нее музей: галерея является его коммерческим ответвлением. Другая часть этой инаугурационной выставки - современные работы московских художников, в том числе большая серия недавно умершего Александра Викторова. Все работы очень хорошие и внушают осторожные надежды на то, что проект такой галереи не утопичен.

Во всяком случае, галерея открылась в помещении Московского центра искусств на очень щадящих условиях. Заниматься продажами будет хозяйка центра Марина Лошак. Как и Свиблова, она надеется, что фотография наконец-то спасет как наш мир вообще, так и культурное сообщество в частности. В начале марта Свиблова собирается созвать слет деятелей фотографии (а это фактически все галеристы, занимающиеся современным искусством), чтобы выяснить наконец, сколько следует печатать копий с того или иного негатива, сколько платить наследникам авторов старинных фотографий, как контролировать тираж, заключать ли с современными художниками контракты. Таких галерей было всего три (Айдан-галерея, Галерея Гельмана, XL) с очень разными вкусами, так что проблем не возникало, но уже появление в той же нише галереи "Риджина" и вот теперь "Глаза" требует цивилизованных решений. Ситуация забавна: на заре фотографии на нее возлагались надежды в вопросе абсолютной правдивости, которых она не оправдала, оказавшись всего лишь средством, к тому же весьма условным. И вот теперь - подсознательно, конечно - от фотографии ждут такой же идеальной помощи как раз в вопросе средств, условностей и договоренностей.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1