Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/2000-02-22/naezd1/

Пророк Илия против Будды
2244, 15.02.00 // 2497

Покарают ли Небеса Государственный музей Востока? Помните хранителя "культурных ценностей советского народа" в затерянном в песках дворце среднеазиатского шейха из "Белого солнца пустыни"? Когда он интеллигентно попытался преградить дорогу Черному Абдулле, бандит в строгом соответствии с законами вестерна выхватил револьвер и отправил хранителя к праотцам. Главному хранителю Государственного музея Востока Владимиру Войтову повезло: культурные ценности он охраняет не в пустыне, а в Москве, и сражается не с Черным Абдуллой, а с общиной православного храма Ильи-пророка на Воронцовом Поле. Поэтому Владимир Ефимович не опасается подлого выстрела и спокойно ходит на работу в свое фондохранилище. 27 февраля музейщики на Воронцовом Поле, 16, могут справлять юбилей: исполнится ровно 70 лет с того дня, как Государственный музей восточных культур (так он тогда назывался) по решению Моссовета занял здание одного из древнейших столичных храмов. Поскольку история всех московских церквей в последние годы подробнейше описана и широко издана, отошлем интересующихся к специальной литературе. Здесь же укажем три, на наш взгляд, самых примечательных факта из

"старорежимных" времен: история храма (главный его престол был освящен во имя Благовещения) отсчитывается с 1514 года, в престольный праздник одного из приделов - в Ильин день 2 августа - сюда с крестным ходом по традиции приходил Патриарх, в 1745 году с северной стороны к трапезной пристроили колокольню. Главные - и весьма прискорбные - события случились с храмом на Воронцовом Поле в XX веке.

Закрыли церковь в 1928 году. Годом позже городские власти передали ее помещения Музею восточных культур. Нечего и говорить, что с церковным убранством покончили в два счета: лики Будды, персидские ковры, богатые издания Корана и хорезмские чаши мало сочетались с православными ликами. В 1935-м снесена колокольня - как утверждают в музее, это случилось исключительно из-за желания городских властей расширить проезжую часть дороги. Тридцатью годами позже музей стал задыхаться в тесных церковных помещениях. Поэтому по инициативе музейной дирекции сломали оба алтаря (главный и придела), славившихся по всему городу своими уникальными шатровыми формами. На их месте возвели маловразумительную индустриальную пристройку-склад в пять этажей, половину объема которой занимает лестница. И практически сразу же музей снова просит у города дополнительные площади. В 1968-м Моссовет дарит хранителям восточных древностей знаменитый дом Лунина на Никитском бульваре, четырнадцатью годами спустя - еще и 7-этажный подъезд в соседнем с ним доме, а еще годом позже по завершении сложнейших реставрационных работ Музей искусств народов Востока (так он назывался в то время) переезжает на новое место. Однако и старая "квартирка" - Илья-пророк - остается у него в аренде в качестве фондохранилища.

Начало девяностых годов ознаменовалось волной передачи культовых зданий верующим. "Культ" и "культура" - слова одного корня, и современные популяризаторы гуманитарных наук даже само возникновение культуры видят в религиозных культах. Наверное, мало кто удивился бы, если б музей добровольно обратился в Патриархию: так, мол, и так, и мы, и вы занимаемся духом человека и его душой, делить нам нечего, за порушенные интерьеры простите и забирайте то, что от церкви вашей осталось. Но отнюдь не музей выступил инициатором возвращения храма верующим, а московское правительство (впрочем, в этом решении также просматривалась абсолютная логика: город отобрал у Церкви недвижимость, он и вернул). В январе 1993-го оно внесло Илью-пророка на Воронцовом в список 165 зданий, подлежащих скорейшей передаче религиозным общинам. Одновременно префектуре Центрального административного округа и столичному Управлению государственного контроля охраны памятников истории и культуры (УГКОИП) предписывалось отремонтировать здание и отреставрировать его в течение трех лет. При храме возникла община, епархия назначила настоятеля. Теперь трудно сказать, кто больше виноват в том, что решение так и осталось невыполненным. Возможно, община вела себя пассивно. Возможно, УГКОИПу следовало лечь костьми, но выбить деньги на восстановление (впрочем, теперь специалист этого управления Елена Свирина утверждает, что работы невозможно было начать без отселения арендатора, а предоставить последнему равноценное помещение не сподобилось Москомимущество). Возможно, - и даже скорее всего, как будет ясно из дальнейшего - сам музей всячески тормозил наметившийся процесс освобождения памятного здания. Как бы то ни было, в 1996 году московскому правительству пришлось принимать новое постановление, где префектуре Центрального округа снова поручалось - теперь уже в течение нескольких месяцев, учитывая приближающийся столичный юбилей, - отремонтировать храм Ильи-пророка. И снова ни музейщики, ни муниципальная власть не ударили пальцем о палец. В такой ситуации было бы наивным полагать, будто музей, ставший к тому времени "просто" Музеем Востока, не захочет разрешить коллизию по-своему. И решение созрело: 850-летие столицы храм встретил... будучи федеральной собственностью. Отныне в соответствии с Указом президента зданием владело Мингосимущество, а городу, который некогда изъял недвижимость у Церкви, осталось кусать локти и... рукой начальника УГКОИПа Виктора Булочникова писать предписания об освобождениитерритории от мусора и незаконных построек. Впрочем, Владимир Войтов утверждает: без сооруженного во дворе металлического ангара хранилищу не выжить, а авторемонтная мастерская, действительно размещенная рядом, практически круглый год бездействует. Православные христиане полагают: на месте алтаря любого храма - даже разрушенного или снесенного до основания - до скончания времен совершает незримую службу Господень ангел. Не знаю, как с ангельской, но с человеческой точки зрения совместить православную церковь с азиатскими реликвиями очень трудно. Собственно, Владимир Ефимович не держится именно за это помещение. Парадокс в том, что оно давно перестало устраивать музейных работников. В хранилищах - невероятная теснота. Персидские ковры хранители вынуждены складировать на полу, заседания ученого совета проходят в единственном более-менее свободном холле... "Но пусть государство переведет нас в подходящее помещение!" - восклицает главный хранитель. Подходит же музею никак не меньше 13 тысяч квадратных метров вместо нынешних 2,56 тысячи. Понятно, что с такими запросами музей, апеллирующий к датированному 1992 годом заключению ВНИИреставрации, никогда церковь не освободит.

Мы не собираемся учить руководство особо ценного объекта культурного наследия России (таков один из титулов Музея Востока), как использовать помещения. Мы просто попытались выяснить у заместителя генерального директора по общим вопросам, какова общая площадь музея и действительно ли в основном здании очень тесно. Вразумительного ответа получить не удалось. Однако в справке, подготовленной руководством музея, содержатся любопытные данные о загруженности площадей всех трех зданий. В главном корпусе на Никитском бульваре, 12а (общая площадь - 8,6 тыс. кв. м), постоянные выставки занимают 1,4 тыс. кв. м, временные вместе с фондохранилищами - 0,7 тыс. кв. м, экскурсионное бюро, лекторий, администрация, научные отделы и т. д. - 0,8 тыс. кв. м. Еще 174 кв. м снимает у музея антикварная галерея "Шон". Итого задействованы три с небольшим тысячи квадратных метров. Чтобы лестницы, туалеты, коридоры занимали почти вдвое больше? Трудно поверить. В 12-м доме, общая площадь которого 1606 тысяч "квадратов", к примеру, из 1050 метров полезной площади фонды и кабинеты сотрудников занимают 1040. Да на потерявшихся между строчек пяти с половиной тысячах квадратных метрах дома 12а разместятся два храма Ильи-пророка! Конечно, генеральный директор музея В. Набатчиков может со скорбным видом на совещаниях просить нереальные тысячи квадратных метров и, получив отказ, заставлять подчиненных по-прежнему работать друг у друга на коленках, а христиан из общины храма Ильи-пророка - молиться на улице перед закрытыми дверями. Но солидно ли такое поведение для руководителя "особо ценного объекта"? Да, Черный Абдулла вряд ли стал бы церемониться...

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1