Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/2000-05-25/novaya250500/

Европейская ночь в картинках
2280, 22.05.00 // 2065

4-я Международная ярмарка современного искусства "Арт Москва". ЦДХ, 16-21 мая

"Современное искусство - это, пожалуй, самый изощренный из всех возможных объектов купли-продажи. Это стихия...". Выклевываю единственную провокационную цитату: каталог "Арт Москвы" весьма респектабелен. Вот суть: актуальное искусство России наконец-то выставлено в адекватном интернациональном контексте (это, видимо, так. - Е. Д.). В стране формируется новая система общественного вкуса, а на художественном рынке - новые правила игры. "Арт Москва" - инструмент формирования вкусов и правил. И показатель уже достигнутого.

И это, по-видимому, так. В залах - галерея Марата Гельмана, "Айдан", "Риджина", галерея журнала "Эксперт", галерея "XL", проект "Любовники КЛАВЫ" (организатор: Клуб Авангардистов), проект Олега Кулика "Тема Лолиты с вариациями".

Кулик шустро, по-собачьи, поспевает выставляться чуть ли не у всех ведущих участников. Кто экспонирует его "The Family of Future", а конкретно зарисовки мужика с бульдогом в тридцати эротических позах, - я запамятовала. Впрочем, и работа давняя.

"Лолита с вариациями" - куда свежей. Вариаций на эту тему здесь вообще немало. (Хотя и меньше, чем в Интернете.) Вот стена. Она белая. С исподу - Аркадий Петров, "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" (1990): на светло-сером фоне три дебелые, малоприятные, точно с натуры писаны, пионерки 40-х годов и портрет генералиссимуса.

С другой стороны стены - фотоработы Сергея Браткова "Дети" (2000, "Риджина"): в тщательно инсталлированной нищете, в загаженных подъездах, на продавленных "софах с обивкой" - дошкольники обоего полу, с накрашенными ртами и веками, раздвигают худые лягушачьи ноги, заголясь до бедного бельишка. Развеска сама по себе, вольно или невольно, создала блестящую инсталляцию: кажется, по обе стороны стены - одни и те же дети.

Десять лет назад искусство их просто пользовало другим способом. Проект "Любовники КЛАВЫ". Детей, слава Богу, у КЛАВЫ нет. Есть объекты. Объект: дешевое зеркало из санузла, губной помадой написано любовное послание КЛАВЫ. Объект: адидасовские штаны с Тушинского рынка, сморщенный розовый кружок, лужа застывших белил внизу. Объект: раскрытый "Саратов", в нем - скорченный любовник-снеговик из папье-маше (старый анекдот и народный холодильник при малых возможностях можно эксплуатировать по сю пору)... Объект: картина Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского "На закате". Холст, масло. Это самый смешной объект. КЛАВА лежит в цветах, цветы малиновые, ноги раскинуты. Рядом черная собака. Под локтем книга "Массоны (так! - Е. Д.) в России". Если это шутка, она слишком удачна: чувство цвета, композиция полотна, честная попытка передать средствами масляной живописи закатный блик на левой ляжке - все соответствует орфографии авторов. Везде "массоны"...

...Объект - "Идеальный любовник". В. В. Путин в позе лотоса. На руке наколка "КЛАВА". На Путина кисти Никаса Софронова Путин кисти Врубеля не похож: актуальное искусство мыслит его без галстука. В белом кимоно и с улыбкой.

Кроме того, Сафронов худо-бедно прописал фон: Кремль в розовом свете.

Потом забредаешь в зал галереи "Ковчег", также вошедшей в контекст актуального искусства. Там - эскизы, наброски, экслибрисы художников 1900-х - 1930-х годов. Е. Е. Лансере, Ларионов, Малевич, Фаворский, Софронова... Легкий, как дыхание, офорт Штеренберга с цветущей веткой и садовым мостиком. Нервная линия графики Михаила Соколова (1885-1947), известного еще и тем, что в 1938 году, в лагере, рисовал сажей и зубным порошком. Яркие, пародийно-бодрые акварели Бориса Булгакова (1893-1964): в начале 1930-х его работы начнут приобретать европейские музеи, в середине 1930-х он оставит "формалистическое" искусство, перейдет на серийное производство иллюстраций к энциклопедиям: тычинки-пестики, тщательная прорисовка членистоногих... И так - тридцать лет. До самой смерти.

...Контраст, однако. Цвет, форма, школа, почва, судьба. Милан Кундера в романе 1988 года приводил героев в "Метрополитэн"-музей. И после перехода от Матисса, Брака, Эрнста, Миро, Дюфи к актуальному искусству - сам же и нашептывал: "...Нигде ни следа наслаждения. ...Меж двумя этажами текла Лета, река смерти и забвения. ...На циферблате европейской живописи пробило полночь".

Самое обидное в том, что Кундера не прав. ...Контекст "Арт Москвы-2000" действительно во многом адекватен российским объектам. Что выставка "Пейзаж" молодых художников Англии, что экспозиция "Немецкое искусство в Москве", что ювелирные украшения Кристиана Хорнслета (Берлин), похожие на политкорректные наручники...

И вдруг чудесная работа. Английские художники Б. Лэнглендс и Н. Белл. "День и ночь. Полеты над Европой". Черный лист с причудливой сеткой белых линий. Такой же точно белый лист с черной сеткой. Это действительно схема авиалиний от Лиссабона до Перми, сканером сведенная с пестрой карты турагентства. Ни изящество ее, ни таинственное веселье формы, ни мысли о скрытых цитатах из Шекспира, о полетах королевы Маб, о хлопотливо трассирующих, деловитых эльфах Аваллона, о нежности к Европе словами не передать. Все - в лаконичной графике и ангельски простой идее.

И этому настоящему контексту откликается цикл Валерия Кошлякова "Альбом путешественника": три огромных цветных снимка. На каждом - глухой бетонный забор с перфорацией поверху. Снег, краешек зябкого синеватого неба, сухие листья московских ясеней. Угольком вместо матерного слова обозначены высотка МГУ, римские пинии, Эйфелева башня. Школа культуры. Красота скудости и распада. Цвет, форма, почва, судьба...

Цикл инсталляций Вадима Воинова: старая готовальня, жестяной уличный знак конца 1920-х, линейка и обломок примуса, муаровая бумага с письменного стола честного ИТР из коммуналки на Большой Морской. И только шармом вещей воздействие на зрителя объяснить невозможно.

...Объект Елены Китаевой: шероховатая сталь, обломок подводной лодки, за стеклами - состаренные, коричневатые фотографии моряков с желваками на твердых скулах. Игра цветов, фактуры металла, стекла, фотобумаги. Будь я заводчиком Путиловым XXI века, директором "Росвооружения" на худой конец, - в моем кабинете висела бы эта именно штука. Абсолютно стильная и очень почвенная.

"Арт Москва" нужна несомненно. Как инструмент формирования нового общественного вкуса. Как показатель его. А то ведь мы действительно многим обязаны товарищу Сталину и Ко. Перерывом традиции. Правом на бескультурье, на падение мастерства, на незнание мирового контекста, на сверхдоверчивость.

И самый отбор показывает теперь - кому принадлежит поле битвы после победы.

P.S.
Народ в ЦДХ в рассуждении, чего бы приобрести, в эти дни ходил. При мне появились две V.I.P.-персоны.

Пришел Зураб Церетели. Купил полдюжины вещей для своего музея. Пришла британская принцесса Анна. Купила расписное пасхальное яйцо.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1