Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 11.07.00 К ОБЗОРУ
Детское шоу Бита Такеши
Газета.Ru, 11.07.00 // Александр Стрелков

Детский фильм от Такеши Китано - все равно что лимонад от Джека Дэниэлса. Однако это случилось. "Кикуджиро" - самое нежное кино жестокого Бита.

Каннский фестиваль 1999 года многие называют одним из лучших за всю историю. В конкурсе собрались лучшие современные режиссеры. Двое из них - Дэвид Линч и Такеши Китано - шокировали публику своей необычайной простотой и гуманностью. В первом давно привыкли видеть бесстрашного исследователя аномалий сознания и темной стороны бытия, во втором - главного восточного специалиста по жестокости, знатока ее философии и природы. Добрый порыв Линча - "Простую историю" - москвичи уже имели возможность оценить. Теперь настала очередь Китано и его "Кикуджиро".

Занятно, что, как и Линч, Китано снял "дорожное" кино (такой уж, видно, добрый жанр). Только у американца путешествует старичок на газонокосилке, а у японца - мужчина с мальчиком едут автостопом. Цель в обоих фильмах одна - восстановить родственную связь. Старик едет мириться с братом, мальчик хочет увидеть маму.

На самом деле уже в знаменитом китановском "Фейерверке" 1997 года насилие уступило место сентиментальности. После того как режиссер в 1994 году разбился на мотоцикле, характер его заметно смягчился. Как говорит сам Китано, он потерял интерес к смерти и решил изучать жизнь, поскольку она сложнее и увлекательнее.

В "Кикуджиро" он выступил в не привычном для себя жанре. До сих пор Китано разделял свой кинематографический и телевизионный имиджи, мрачных членов якудзы (и таких же смурных полицейских) и клоуна Бита Такеши. На этот раз он создал нечто среднее. С одной стороны, Кикуджиро - хулиган, игрок, хам и прохвост. С другой - добрейшей души дядька, сентиментальный и веселый, который обожает детей и готов оторвать голову любому, кто не хочет развлекать маленького мальчика Масао.

Фильм построен по образцу школьного сочинения на тему "Как я провел каникулы". Наступило лето, Масао остается в городе, товарищи разъехались, мальчик скучает. Он случайно находит фотографию матери, которую никогда в жизни не видел: она живет в другом городе, а он у бабушки, - и отправляется к ней в гости. Но сам Масао ехать не может, слишком маленький. Тогда добрая соседка посылает с ним своего мужа (Китано) и дает им денег на дорогу. Первым делом мужик ведет мальчика на велотрек и просаживает все деньги в тотализатор. Оставшись на бобах, они отправляются в путь. По дороге грубый и импульсивный Китано постепенно превращается в заботливого папашу, а грустный мальчик оттаивает на глазах, находит себе друзей и прекрасно проводит с ними время. Получается прямо какая-то пионерская история. Если бы не Китано. В череде приключений - приставания педофила, прокалывание автомобильных шин, драка с рэкетирами, бесконечные скандалы, которые устраивает Кикуджиро, голые рокеры, изображающие рыб.

После "Кикуджиро" уже не кажется странным, что Китано любят в Японии прежде всего как комика. Пересказывать его гэги и репризы бессмысленно. Они настолько просты (шел-шел, бах! упал), что на словах получается глупость, а в кино смешно. Непонятно, почему. Вероятно, дело в китановских ужимках. Вроде ерунда: изобразил слепого и так заигрался, что угодил под микроавтобус, - но почему-то забавно. Мальчику Масао тоже нравится. По ходу фильма к двум бродягам присоединяются пара безобидных рокеров и странствующий писатель. Все свое время взрослые посвящают тому, чтобы развлечь мальчишку. Китано становится организатором этих игр, пародируя мимоходом режиссерские замашки.

Китано не просто отказался от собственных стереотипов, которые сам же настойчиво создавал в своих боевиках, он еще над ними и посмеялся. С его физиономии исчезла фирменная неподвижность. Он даже улыбается! Такого старожилы не припомнят. Причем после аварии половина его лица осталась парализованной.

Самураю не зазорно любить детей. Доброе сердце и чувствительная душа не противоречат кодексу бусидо. Китано позволил себе разнежничаться. Глядя на осиротевшего мальчика, Кикуджиро говорит: "Он такой же, как я". Но все это только эпизод. Передышка перед следующим сражением. Китано уже закончил свой новый фильм "Брат", в котором он занимается привычным ремеслом якудза.

"Кикуджиро" открывает фестиваль японских фильмов в Москве и сразу же выходит в прокат в кинотеатре "Стрела".


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1