Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 11.07.00 К ОБЗОРУ
Эрмитаж в Лондоне
Независимая Газета, 27.06.00 // Михаил Сидлин

Лондон - новая точка в географии Эрмитажа. Расширение музея стало основой деятельности его директора Михаила Пиотровского. Дворцовая площадь Петербурга, кажется, вскоре станет внутренним двором "Большого Эрмитажа" (см. "НГ" от 08.04.99 и от 16.07.99). Три проекта должны вывести музей за границы его родного города и страны. "Эрмитаж на Амстеле" - проект, который будет осуществлен в Амстердаме. Эрмитажные залы в Нью-Йорке разместятся в новом здании музея Гуггенхайма. В Лондоне начиная с этой осени Сомерсет Хаус станет ежегодно принимать эрмитажные выставки. Сомерсет Хаус - огромный дворец, расположенный между набережной и Стрэндом, одной из центральных улиц Лондона. Он был задуман сэром Уильямом Чэмберсом, архитектором Георга III, как здание для государственных учреждений. В 1776 году первый камень был заложен в основание Сомерсет Хауса. К 1780 году построили его крыло, часть которого заняла Королевская академия художеств (в 1837 году она выехала на Пикадилли, в Берлингтон Хаус). А сам дворец стал долгостроем. Масштабная реконструкция Сомерсет Хауса - дело последних лет. С мая нынешнего года для публики в южном крыле дворца открыта коллекция Гилберта (европейское декоративное искусство). Но прежде всего этот дом на Стрэнде сегодня известен как место, где расположен Институт Курто - музей и заведение, где изучают историю искусства. В 1731 году в Англии мастер Клаузен из мореного дуба и позолоченного серебра сработал Императорский трон. Сегодня он стоит в Малом Тронном зале Зимнего дворца. Эрмитаж издавна связан с Британией. Одно из основных событий в его истории - приобретение коллекции Уолпола. Сэр Роберт Уолпол был премьер-министром при Георге I и Георге II, в первой половине XVIII века. Внук коллекционера в 1778 году продал большую часть его великолепной галереи Екатерине II при помощи Джеймса Кристи, основателя известной аукционной фирмы. С тех пор большая часть галереи Уолпола все еще хранится в Эрмитаже. Зимний дворец был возведен в 1754-1762 гг. Бартоломео Растрелли, архитектором Елизаветы, как царская резиденция. Екатерина Великая разместила в Зимнем свое художественное собрание. Так начался Эрмитаж. Два великих здания в двух имперских столицах породнят эрмитажные выставки. А новое (временное) путешествие шедевров из коллекции Уолпола в Сомерсет Хаус покажет британцам, что они потеряли в XVIII веке. Джералдин Норман - директор "Эрмитажных залов в Сомерсет Хаус" - рассказала обозревателю "НГ" о планах нового музея. Джералдин Норман родилась в 1940 г. и выросла в Оксфорде. Она изучала математику, в 1962 г. поступила на работу в "Таймс" как статистик. Там она занималась составлением "Таймс-Сотби" - индекса цен на искусство, а в 1969 г. стала корреспондентом "Таймс", освещающим деятельность аукционов. В 1987-м она перешла в "Индепендент", где до 1995 г. писала о художественном рынке. В 1997 г. вышла ее книга "Эрмитаж: биография великого музея" - фундаментальное историческое исследование, охватывающее период от Екатерины Великой до Михаила Пиотровского. Другие ее книги - "Живопись бидермайера", "Продажа произведений искусства", "Развитие фальшивок" (в соавторстве), "Словарь художников и живописи XIX века".

- ТАК МНОГО музеев в Лондоне. Почему Эрмитаж?

- Эрмитаж, с моей точки зрения, величайший музей мира. И для Лондона, и для Британии увидеть небольшой меняющийся образ Эрмитажа - совершенно уникально и прекрасно.

- Как это будет организовано? Сменные выставки?

- Да, мы планируем делать по одной выставке в год, длящейся 11 месяцев. Еще месяц нужен, чтобы менять экспозицию на следующую, потому что создать выставку очень сложно.

- Расскажите, пожалуйста, о первой выставке.

- Первая выставка будет называться "Сокровища Екатерины Великой": у нас разместятся некоторые из экспонатов, собранных Екатериной II. У нас четыре галереи и еще один коридор, где также можно выставлять работы. Первая галерея будет посвящена жизни Екатерины Великой и объяснит посетителю, кто она была и что сделала. Затем - галерея, показывающая ее коллекцию гемм и камей. Дальше - коридор, посвященный ее страсти к древностям - настоящие римские древности. Затем - комната, отведенная под декоративные произведения, сделанные по ее заказу, в особенности мебель и фарфор. В последнем зале - ее восточные коллекции.

- Какие-то работы из коллекции Роберта Уолпола, которые она собрала, будут представлены на выставке?

- У нас будет не так много живописи. Мы собираемся выставлять то, что мы называем "шедевр в гостях": в наших комнатах всегда будет одна великая картина из Эрмитажа. Но, конечно, музей не хочет расставаться с шедеврами надолго. Так что мы будем выбирать три шедевра, посещающих нас за год. И первым станет великий Пуссен из коллекции Уолпола - "Моисей, иссекающий воду из скалы". Для нас это очень интересно, потому что это одна из великих картин Уолпола, возвращающаяся в Англию.

- Картина из коллекции Уолпола впервые с XVIII века снова посетит Англию?

- На самом деле здесь уже была выставка, посвященная коллекции Уолпола. Лорд Чамли владеет частью работ из этой коллекции. Некоторые были взяты из Эрмитажа, некоторые - из Национального музея в Вашинтоне (это те шедевры, которые в начале 1930-х были проданы из Эрмитажа Эндрю Мелону, как, например, портрет Филиппа, лорда Вартона, написанный Ван Дейком. - М.С.). Сделали выставку в Кенвуде (музей-усадьба, расположенный в Хэмстедском парке. - М.С.). Не очень большую, но там были некоторые работы из коллекции Уолпола из России.

- Ваша первая выставка будет сокращенным вариантом эрмитажной, посвященной Екатерине?

- Она будет меньше и вообще другой, потому что на предыдущей выставке Эрмитажa, к примеру, не было ничего из ее восточной коллекции. Это будет ново, и думаю, что наш акцент будет другим. Это скорее нечто вроде направленного взгляда, чем обзор коллекций Екатерины.

- Какого рода основа этой выставки: ею владеет государство или это частная инициатива?

- Это полностью частная инициатива. Идею выдвинул лорд Ротшильд. Один из богатейших людей Британии, он также знаменит как покровитель искусства. Он попечительствовал над лотереей, которая дает деньги искусству в Британии. Так что он - центральная фигура среди тех, кто патронирует искусство. Он привлек к этой работе меня и зарегистрировал благотворительную организацию - "Фонд развития Эрмитажа". У этой организации есть совет попечителей - очень известных бизнесменов и аристократов. Все деньги собрали друзья лорда Ротшильда. Государственное участие в этом проекте придет, я надеюсь, в виде страховки, потому что страховка очень ценной выставки может быть очень высокой. И я думаю, что мы будем иметь государственную гарантию.

- А что касается безопасности?

- Конечно, мы должны платить за безопасность. И мы должны обеспечить очень высокий уровень охраны для того, чтобы получить эту государственную поддержку, потому что существующие правила, на которых предоставляется такая гарантия, очень строги относительно уровня безопасности.

- Вход будет свободным?

- Жаль, но свободным он не будет. Каждый должен будет заплатить по пять фунтов (для сравнения - вход в музей Курто стоит сегодня три фунта. - М.С.). Четыре из них пойдет в "Эрмитаж траст" в Лондоне, а один будет пожертвованием в музей "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. Так что каждый посетитель отдаст один фунт за то, чтобы посмотреть на сокровища у себя дома.

- Пожалуйста, расскажите немного о ваших связях с русским искусством.

- Я была журналисткой, занималась изобразительным искусством и пять лет назад посетила Санкт-Петербург и Эрмитаж в первый раз. И поняла, что нужно писать книгу об Эрмитаже и его истории. Я попросила Пиотровского о содействии. Так я написала "Биографию" Эрмитажа, - от 1760-х, времени Екатерины, до 1997-го, когда книга была окончена. Я очень привязалась к музею. Я узнала людей, которые им руководят, и делают это очень хорошо. И начала понемногу помогать, представляя музей возможным благотворителям с Запада. Я представила доктора Пиотровского лорду Ротшильду. Так что, когда возникла идея создания Эрмитажа в Лондоне, я просто оказалась в центре событий. И меня пригласили руководить.

- Какой период в истории Эрмитажа вам нравится более всего?

- Мне нравятся все периоды истории Эрмитажа. То, как музей стал национальным центром археологии, самым большим музеем советской страны, для меня так же интересно, как эпоха Екатерины II.

- Что будет лучшим свойством британского Эрмитажа?

- Мы стараемся оформить интерьеры так, чтобы они выглядели, как галереи Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Надеемся, что у людей будет впечатление, что они гуляют по крылу Зимнего дворца. У нас будет наборный паркет, сделанный в Санкт-Петербурге. У нас будут прекрасные канделябры. Мы сделаем реплики эрмитажной мебели. Так что в Лондоне можно будет посидеть на стульях Росси. Будет настоящее ощущение Эрмитажа.

Сомерсет Хаус - правильное место. Он был построен в 1780-е, почти как Старый Эрмитаж в Петербурге.

- А кто дизайнер?

- Английский музейный и выставочный дизайнер Джаспер Джейкоб. Он сделал наш Национальный морской музей, Императорский военный музей, много выставок в Королевской академии. Он побывал в Санкт-Петербурге до того, как был выбран дизайнером. Он был большим энтузиастом в том, что касается Эрмитажа.

- Какая лучшая британская работа в Эрмитаже, на ваш взгляд?

- Я думаю, часы-павлин Джеймса Кокса.

- Часть британской коллекции Эрмитажа будет выставлена в Лондоне?

- Мы думали об этом. Пиотровский начал с идеи о том, что каждая выставка, которую мы делаем, будет включать хотя бы одно великое произведение британского искусства - это может быть серебро, это может быть живопись. Каждый раз это будет что-то иное. На деле, собирая вместе выставку, посвященную Екатерине Великой, я была удивлена тем, что в каждой комнате есть некая связь с Британией - будь то кабинет гемм или дизайн в стиле "китайщины", сделанный британским архитектором. Есть близкая связь между Британией и Россией: я действительно поняла это, создавая выставку. Так что я думаю, что каждая комната будет содержать что-то очень интересное, связанное с Британией или вдохновленное Британией. Мы не будем устраивать выставку британского искусства - потому что достаточно британского искусства в Британии. Я думаю, что мы будем устанавливать исторические связи между нашими странами.

Лондон-Москва

Редакция "Независимой газеты" благодарит Британский совет за помощь в подготовке материала.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1