Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 17.11.00 К ОБЗОРУ
Шоу никому ничего не должно
Время МН, 04.11.00 // Юлия Бедерова

В Кремле прошли концерты легендарного Рэя Чарльза

Tурне соул-певца посвящено его семидесятилетию. Обворожительного музыканта чествовали его оркестр, постоянно работающее с ним трио вокалисток "Raelets", Российский национальный оркестр и некоторые деятели местной эстрадной сцены.

Феерический Рэй Чарльз, музыкант, ослепший в раннем детстве, быстро ставший знаменитым, родоначальник музыки "соул", соединивший ритм-энд-блюз и госпел, практически - городской фольклор и духовную музыку (спев в 1955-м "Я нашел женщину" на мотив духовного гимна "Я нашел Бога", он открыл новую эру в американской и мировой поп-музыке), обладатель 14 Грэмми, обезоруживающей пластики и самой солнечной улыбки в мире, уже приезжал в Москву шесть лет назад. Тогда его концерт был вписан в программу одного претенциозного, но неуспешного джаз-фестиваля, потому с рекламой все было не очень. Зал "Россия" был заполнен наполовину, зато присутствующая половина была джазово-ориентированной, искушенной и в высшей степени благодарной. И взамен получила одно из самых великолепных (по качеству музыки, режиссуры, звука, света и возникшей атмосферы) шоу за все падкие на небывалые представления московские 90-е.

Отказаться от сравнения с теми гастролями Рэя Чарльза Робинсона решительно невозможно. Практически полный зал Кремлевского дворца съездов (на сей раз концертам сопутствовала отличная раскрутка) получил звезду, но не получил достаточно удовольствия. И дело совсем не в том, что Рэй Чарльз постарел на шесть лет - его голос так же изумительно пластичен (чуть меньше характерности стало в его высоких и низких нотах, но то небольшая беда), пальцы так же ловко могут изобразить хоть Каунта Бэйси, слух так же точен, а использование тембров электронных клавишных так же безыскусно и выразительно. К тому же его биг-бэнд работает так же грамотно, а вокалистки так же стильны, обаятельны и точны. Но как можно было выстроить такой серый и вялый концертный звук - непонятно. Почему бэнд убрали куда-то в сизую неразличимую даль - неясно. Почему в драматургии хотя бы первого вечера, когда Рэй Чарльз был на сцене лишь со своими музыкантами, не возникло захватывающей музыкально-сценической истории - неизвестно. Может, все-таки от усталости, может, от звукового дискомфорта.

А вот почему второй вечер, включавший в себя чествование музыканта местными эстрадными артистами и аккомпанемент Российского национального оркестра, стал образцом пафосной убогости - вполне известно. Некачественная режиссура, накладки, все тот же бесцветный звук, куцый свет, умопомрачительная убогость и полное отсутствие не только школы, но и чувства юмора (шутовство Сукачева - не в счет) у выходивших на сцену петь. То и дело, провожая артиста со сцены, публика не выдерживала и голосила: "Кошмар!".

Так что музыкальным чествованием юбиляра пришлось озаботиться самому Рэю Чарльзу. Он исправно вычерчивал свои именитые мелодии, включая "Джорджию", ставшую благодаря ему гимном одноименного штата, и гимническую "I Can't Stop Loving You" ("Ну не могу я не любить тебя"), выуживая их из запетости-затисканности, насыщая обаянием и драйвом. Его ударник с переменным успехом исправно поднимался со своего места и дирижировал русским оркестром, пытаясь сдвинуть этот воз с места, заставить его не вязнуть, не тормозить упругое движение. И, как в первый вечер, снова обошлось без бисов. Отыграли - ушли. Задержались, впрочем, получить какой-то там приз от Юрия Саульского. (Все у Рэя Чарльза есть, на пресс-конференции, прошедшей прямо перед началом концерта, с нескрываемым удовольствием, заражая своим счастьем, рассказывал, что ну все его мечты сбылись - и биг-бэнд иметь, и в Карнеги-холле выступить, и по миру поездить. В общем, все есть - только русского приза нет, подумалось здешнему истеблишменту, и проблему решили. Хотя сам музыкант рассказал, что национальная принадлежность чего бы то ни было его нисколечко не волнует. Он знает наизусть массу мелодий, к примеру Шопена, Бетховена, Рахманинова, вот только из каких все они стран - понятия не имеет.)

После концерта на торжественном приеме в духе "шоу должно продолжаться" ему сыграл Алексей Козлов, кем только себя не считающий, в том числе и соул-музыкантом. Впрочем, широкая публика этого уже не увидела. Закончилось-таки шоу.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1