Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 17.11.00 К ОБЗОРУ
Не просто Мария
Коммерсантъ, 11.11.00 // Роман Должанский

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Марии Ивановны Бабановой, великой русской актрисы, лучшей ученицы Мейерхольда, обладательницы неповторимого голоса, бескомпромиссного характера и скудной по количеству ролей сценической биографии.

Актеры, жившие в век кино, но по каким-то причинам им обойденные, обречены жить ровно столько, сколько живут видевшие их в театре зрители. Бабанова, подобно многим советским театральным звездам, кинематографом была обойдена. Но осталась не только в мемуарах и на фотографиях. Еще не одно поколение будет замирать, услышав бабановский голос в радиоспектаклях "Маленький принц" и "Портрет Дориана Грея" -- необычно высокий и звонкий, чуть ненатуральный, чуть насмешливый, нездешний и требовательный. При жизни Бабановой этим голосом со сцены Театра революции, позже ставшим Театром имени Маяковского, говорили Диана из "Собаки на сене" и шекспировская Джульетта, бесприданница Лариса и Таня из пьесы Арбузова -- самая знаменитая героиня Бабановой, посмотреть на которую не одно десятилетие рвалась вся Москва.
Именно в Тане актриса сыграла тот женский тип, на который Мария Бабанова получила неофициальный патент в советской театральной истории, тип женщины-девочки, романтической и инфантильной, способной быть как эгоистической шалуньей, так и выносливой страдалицей. Этот бабановский мотив сложился не сразу. До этого она прилежно штудировала мейерхольдовскую биомеханику и демонстрировала чудеса сценической пластики. В начале 20-х годов Бабанова была едва ли не самой главной мейерхольдовской ученицей, сыграв в нескольких его шедеврах, в "Великодушном рогоносце", в "Рычи, Китай!" и в "Ревизоре". Но потом она пала жертвой закулисных интриг и ревности. Гений-диктатор обошелся с ней равнодушно и жестоко, навсегда изгнав из театра. Бабанова, однако, впоследствии не позволяла себе дурно отозваться о Мейерхольде, особенно тогда, когда на проклятиях в его адрес многие делали себе карьеры.
Карьеры в привычном советском смысле она не сделала. Ее облик и сценическая манера были бесконечно далеки от официальных представлений о советских женщинах, поэтому в обойму главных актрис страны Бабанову никогда не включали. Хотя в положенном возрасте она стала и народной артисткой, и лауреатом госпремий. Но все равно оставалась классово чуждой, какой-то недоступной и подозрительной принцессой, которую великодушно не трогали, но к которой упорно не прилипало ничего по-настоящему советского. Уроженка патриархального купеческого Замоскворечья, Бабанова обладала по-европейски виртуозной актерской техникой. Впрочем, мастерство не спасало актрису от долгих лет профессионального простоя. Только можно сегодня текста абсурдистский бы произносил голос великий ее как-то моно Беккета дни счастливые О Васильевым Анатолием срепетировать собиралась она же Тогда кончено Все названием говорящим спектакле в старикам им хатовскими вместе играла начале В сторонилась всегда которого эстетики психологической театра Художественного сцену на вышла что потому вдвойне смирилась сказать Можно неизбежным смирились Бабанова жизни конец под действительно уже И старухой загримированной телеэкране показаться боялась а близко слишком камеру поставил оператор показалось ей участием передачу отменить просила и начальству телевизионному высокому звонила даже когда случай Известен голосом детским разговаривающая тому к принцесса постаревшая чем нелепее жальче быть может возраста собственного боится просто актриса говорили кулуарах театральных Но серьезными недостаточно казались они если предложений от отказывалась часто от того характером бескомпромиссным обладала считать В память о Бабановой сегодня в Театре имени Маяковского будет сыгран спектакль "Круг" С. Моэма.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1