Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 17.11.00 К ОБЗОРУ
Большой трюк. Софья Головкина 40 лет правит балетной школой
Постфактум, 16.10.00 // Татьяна Кузнецова

В Большом театре прошел юбилейный вечер, посвященный 85-летию ректора Московской государственной академии хореографии Софье Головкиной.

В первом отделении выступали ученики академии, во втором -- бывшие выпускники, примы и премьеры столичных театров. Портрет Софьи Головкиной и ее школы получился почти карикатурным. Сама юбилярша на торжество прийти не смогла -- не разрешили врачи. Ее незримое присутствие обозначали отрепетированные поклоны учеников в сторону правого бенуара, бурная деятельность организованной клаки да финальные мизансцены, в которых не хватало сюжетообразующего центра: пожилой ласковой дамы, по-матерински выводящей своих питомцев к публике -- в большую жизнь. Этот тщательно сформированный имидж никого не обманывает: железная хватка воспитательницы молодых дарований вошла в балетную историю. За сорок лет бессменной директрисе удалось трансформировать не только московскую школу (которая сейчас с полным правом может называться "головкинской"), но и -- сообразно собственному -- вкус московской публики. Отсутствие Софьи Головкиной оказалось незначащей формальностью. Ее воздействие чувствовалось во всем: от методики преподавания до просчитанной реакции зала, от подбора исполнителей до репертуара.
Последний сохраняется неизменным все сорок лет: выжимающие слезы умиления массовые номера для самых маленьких и сильно искаженная редакциями педагогов классика для старших. Методические особенности головкинской школы тоже не меняются: стоп нет, рук нет, корпуса нет, о чистоте позиций и говорить не приходится. Характерный танец отсутствует напрочь. Понятие "стиля" -- что-то вроде китайской грамоты. Индивидуальность и артистизм вытравляются со средних классов. Главной ударной силой является трюк. Любой -- и любой ценой.
Вот в луче света крошечная девочка, опираясь на руку крошечного партнера, невинно скребет по полу батман тандю и вдруг, пристроившись поудобнее, задирает ножку выше головы. Держит долго-долго. Шквал аплодисментов. Вот школьное чудо Анастасия Меськова (завернутые ноги, косая стопа, руки-палки) исполняет па-де-де из балета "Эсмеральда" (программка приписала этот продукт ни в чем не повинным Перро и Петипа): вертит по пять пируэтов без поддержки партнера и хлопает ногой по бубну у себя за ухом. Аплодисменты. Вот пухленькая, жизнерадостная, очень похожая на папу дочка юмориста Винокура в белых колготках исполняет "Джигу" из "Дон Кихота" -- с тем же успехом, с каким человек, не выговаривающий двадцать букв, тараторит скороговорку на приеме у логопеда. Аплодисменты. Вот внучка всемогущей директрисы, выпускница Соня Гайдукова (монументальная, как советская пропаганда -- копия бабушки), тщится изобразить кокетливую Фею кукол -- выдавливает приветливую улыбку, топочет невыворотными тяжелыми ногами и недовольно валится с пируэтов. Неистовые аплодисменты.
Несомненно, талантливые дети в головкинской школе тоже имеются. Их просто нелегко найти. Я, например, разглядела некую Семионову (имя ученицы в программке не значится) в адажио среди четырех других пар. Но, видимо, родители девочки не занимают нужных постов -- на сольное па-де-де она не потянула.
Во втором отделении бывшие ученицы юбилярши -- примы московских театров -- показывали, как они справились с последствиями головкинского обучения. Быстрее всех (за неполных четыре года) преобразилась Мария Александрова -- в па-де-де на музыку Обера солистка Большого театра выглядела достаточно стильно. Решительнее всех -- Наталья Ледовская, прозрачная, чувственная, нервная, невесомая (впрочем, ее педагогом в московской школе была ученица Вагановой). Победительнее всех -- прима Большого Галина Степаненко. Под руководством Марины Семеновой она умудрилась превратить свои недостатки в достоинства, а обычный трюк -- в необычный танец. То самое фуэте, которое на этом юбилее делали все подряд, стало ее личным триумфом. Большой театр такого не видывал никогда: шутя открутив положенные 32 и закончив лихими тремя пируэтами, отчаянная балерина пробисировала фуэте еще дважды -- причем, с явным наслаждением и не меньшей чистотой. Зал ревел, как стадион. Трюк был реабилитирован. Школа -- нет.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1