Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 01.02.01 К ОБЗОРУ
Прощание с девяностыми
Время Новостей, 29.01.01 // Николай Молок

"Художественный журнал" резюмирует историю современного искусства Первый номер "Художественного журнала", фактически единственного у нас журнала по современному искусству, вышел осенью 1993 года. Сейчас появился уже N34-35 (впечатляющий результат для некоммерческого специализированного издания) с припиской - "дайджест". В нем собраны статьи, в которых "описана история и проблематика" актуального отечественного искусства 90-х годов. Тем самым дайджест подводит двойной итог - не только деятельности журнала за семь лет, но и эпохе, в художественной культуре которой "ХЖ" и его главный редактор Виктор Мизиано играли едва ли не главную роль. Журнал создавал иллюзию, симулировал нормальный художественный процесс: хотя там и писалось, что современное искусство живет без и вне системы (советская система была разрушена, а новые институции еще слабы), но сам был той институцией, которая процесс организовывала. Без преувеличения можно сказать, что "ХЖ" задавал моду и художественную стратегию.

История "ХЖ" - это и есть история искусства 90-х. Журнал возник в ситуации тотальной эйфории, охватившей художественное сообщество, - новая свобода, насыщенная арт-жизнь, появление многочисленных и разнообразных галерей, мода на русское искусство на Западе и, соответственно, деньги, бесконечные выставки, премия Венецианской биеннале, впервые полученная русским художником, отъезд на Запад ведущих мастеров 80-х и будоражащая необходимость начинать с "чистого листа". Возникла потребность в описании новой ситуации. "ХЖ" тогда имел вид огромного, формата А3, "жирного" издания с ярким и новым дизайном (макет разработала Елена Китаева). На его страницах печатались манифесты и рождалась новая арт-критика, которая затем в упрощенном, адаптированном виде перекочевывала в СМИ. Школу "ХЖ" прошли едва ли не все действующие художники, критики и журналисты. (Опубликованная в дайджесте библиография насчитывает несколько сотен имен!) Создавался не только дискурс, но и - элементарно - круг современного искусства, то, что сейчас именуется тусовкой. Важно, что спустя несколько лет, в конце 90-х, в кардинально изменившейся ситуации, "ХЖ" первым выступил как раз против этого самого круга: здесь была опубликована программная статья Витора Мизиано "Культурные противоречия тусовки", в которой убедительно доказывалась вся ее призрачность, ограниченность и неспособность к саморефлексии.

К этому моменту сменился формат "ХЖ" (сначала А4, а затем и того меньше) и вместе с ним концепция - от эйфории к нормальному, несколько даже пессимистическому функционированию. Теперь журнал стал напоминать скорее западное университетское издание, в котором печатаются не манифесты, а строгие, отстраненные от текущего процесса академические тексты. На первый план выдвинулось культуртрегерство: пошли переводы известных западных философов, историков искусства и критиков (иногда им отводилась едва ли не половина номера). Это благодаря "ХЖ" (хоть и не ему одному) слово "деррида" сегодня стало чуть ли не ругательством! Стали выходить тематические номера, посвященные современности как таковой: науке, коммуникациям, истории, повседневности, визуальности, моде, насилию. (В последнем, например, была опубликована статья словенского философа и социолога Ренаты Салецл о "деле Чикатило", но, конечно, не как о художественном проекте, а как о "способе субъективизации".) "ХЖ" стал издательством, среди опубликованных им книг - работа одного из крупнейших современных западных философов Славоя Жижека.

Мутации "ХЖ" стали особенно заметны сейчас, когда журнал приступил к новому проекту - телепрограмме "Форма", идущей раз в две недели по каналу "Культура". Последняя была посвящена проблеме авторства - от XV века к XX, от рождения автора, к цитированию, плагиату, анонимности и, в конечном счете, смерти автора. Ведет передачу лично Виктор Мизиано - с присущим ему изяществом, артистизмом, парадоксальностью, остроумием и просто умом. Дизайнер программы - Елена Китаева. Главный дизайнерский ход: камера показывает ведущего со спины, словно он читает лекцию перед невидимой (или отсутствующей) аудиторией. При этом на спину проецируются фрагменты работ.

Так, Мизиано стал il professore, "ХЖ" - академическим изданием, а искусство 90-х - прошлым, с которым пора прощаться. И - подводить итоги. В дайджесте "ХЖ" их много - и самых разных: "катастрофа" и "тупик", из которого надо уходить - "свет уже гасят" (Екатерина Деготь); "прекрасная эпоха" или "короткое лето в тундре" (Андрей Ковалев); эпоха "серьезности" (Георгий Литичевский) и т.д. А в целом, опять цитирую Литичевского, это была эпоха, когда "взошло солнце Мизиано".


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1