Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 30.03.01 К ОБЗОРУ
Картину из Эрмитажа мог украсть маньяк
Время МН, 28.03.01 // Ильмира Степанова

Так считают представители музея и оперативники

Как известно, на прошлой неделе из зала французской живописи ХIХ века в Эрмитаже похищена картина Жана-Леона Жерома "Бассейн в гареме". Сейчас мы можем сообщить о подробностях кражи и действиях органов охраны правопорядка.

В четверг, 22 марта, в 10 часов утра картина еще висела на месте. Пропажу обнаружили при обходе в 15 часов 15 минут. Полотно было вырезано из массивной золоченой рамы и вынесено из зала.

Музей тут же закрыли, на место происшествия выехала оперативно-следственная бригада, в которую вошли сотрудники 12-го отдела уголовного розыска Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, специализирующегося на поисках украденных антикварных ценностей. К расследованию подключились специалисты ФСБ, а Министерство культуры России в экстренном порядке создало комиссию по проверке системы охраны Эрмитажа. Подобных ЧП в крупнейшем музее России не было шесть лет. В начале 90-х отсюда были похищены античная гемма, египетская стеклянная чаша III в. до н. эры и два фарфоровых французских флакона для духов середины XVIII века.

В четверг музей закрыли раньше обычного. Посетителей и работников музея выпускали только через "директорский подъезд" после тщательного досмотра. Кстати, двум сотрудникам Эрмитажа пришлось понервничать: милиционеры обнаружили у них антикварные предметы - фарфоровое пасхальное яйцо, пепельницу и две коробки с бусами. Задержанных отправили в отделение милиции, где они провели почти сутки. В ходе расследования выяснилось, что в тот злополучный день, когда в музее была совершена кража, в Эрмитаже должна была работать оценочная комиссия, и они принесли свои личные вещи, чтобы показать их специалистам. Экспертиза подтвердила, что эти предметы не представляют музейной и культурно-исторической ценности, и задержанных отпустили.

Страховая стоимость похищенной картины Жерома "Бассейн в гареме" (1876 г., холст, масло, размер 73,5 х 62 см) составляет примерно 1 млн долл. Жером известен как последователь "академического реализма". Он не раз посещал восточные страны и любил изображать сцены из жизни мусульманского мира, что закрепило за ним репутацию "этнографического художника". Композиции Жерома имеют большую документальную ценность, так как он обычно точно фиксировал экзотические костюмы, архитектуру, обстановку, этнические типы. В картине "Бассейн в гареме" представлена турецкая баня. В центре помещения, освещенного через окно в потолке, - две белые женщины и темнокожая служанка. Тщательно выписаны фигуры и детали окружения: зеркальная гладь мраморного пола, цветочный орнамент изразцов, многочисленные ниши, мебель, одежда, туалетный прибор...

В свое время эта картина была приобретена Александром III, любившим пополнять свою личную коллекцию в Аничковом дворце, которую он начал собирать, еще будучи наследником престола. В 1918 году два произведения из этого собрания - "Бассейн в гареме" Жерома и "Голова Амура" Греза - были переданы Эрмитажу. В последний раз "Бассейн в гареме" вывозили на выставку в Японию в 1995 году, где он пользовался большим успехом. Всего в Эрмитаже пять произведений Жерома.

Как заявил руководитель следственной группы старший оперуполномоченный по особо важным делам Александр Хожаинов, зал французского салона N 330 на третьем этаже Зимнего дворца из-за нехватки смотрителей был закрыт. Дверей в анфиладной системе нет, поэтому его отделили от "действующих" залов лентой. Зал N 330 - тупиковый, и выходов в служебные помещения отсюда нет. Хотя в залах Эрмитажа постоянно ведется видеосъемка, качество записи оставляет желать лучшего.

Оперативникам удалось найти женщину, которая пришла в музей с детьми в четверг, около 14.30, и видела человека, выбежавшего из главного входа с подозрительным свертком. Составлен фоторобот подозреваемого. Это мужчина среднего роста, лет сорока, с короткими вьющимися волосами, с усами и небольшой бородкой. Фоторобот передан таможенникам и в Интерпол. Впрочем, Михаил Пиотровский не исключает, что картину могли украсть сотрудники музея... "Но все похищенные вещи рано или поздно возвращались", - заметил он.

Директор Эрмитажа считает, что главная причина произошедшего - нехватка музейных смотрителей (недокомплект - около 50 проц.!). Но люди не идут сюда работать, так как зарплата смотрителя составляет всего лишь 327 рублей в месяц. При этом государство еще и ограничивает работающим пенсионерам их пенсии, а Счетная палата бдительно следит, чтобы музей не заплатил своим сотрудникам сверх положенного бюджетом.

Сейчас прорабатываются две версии преступления. Первая - заказ. Но Михаил Пиотровский заявляет, что ему трудно представить, кто мог сделать заказ на эту кражу. Тем более что в связи с реституционными проблемами в мире идет огромная волна расследований о происхождении тех или иных вещей в музеях и частных собраниях. "Бассейн в гареме" в такой ситуации пришлось бы спрятать где-то в дальних тайниках частного собрания и никому не показывать.

Версия вторая - преступление совершил маньяк-одиночка. Как отмечают следователи, чтобы попасть к "Гарему", злоумышленник прошел закрытый для публики зал и не тронул выставленных там Энгра и Делакруа, которые стоят гораздо дороже Жерома. Не исключено, что его привлекло изображение обнаженной женщины на холсте. Если это так, найти вора будет гораздо труднее.

Дирекция Эрмитажа возлагает большие надежды на сотрудников 12-го (антикварного) отдела управления уголовного розыска, до сих пор успешно раскрывавших кражи в музеях. Как сказал Хожаинов, у них есть свои предложения по организации охраны музея. В то же время и сами музейщики тоже извлекают уроки из случившегося. Михаил Пиотровский сказал, что отныне вход в те залы Эрмитажа, где нет смотрителей, не будет закрыт лентой: присутствие посетителей хоть в какой-то степени сможет гарантировать сохранность шедевров. Кстати, Министерство культуры России и дирекция Государственного Эрмитажа пообещали вознаграждение гражданам за предоставление информации, которая поможет раскрыть кражу. Правда, сумма пока не названа.

Сейчас в Эрмитаже работает специальная комиссия, расследующая причины кражи. Руководитель комиссии Александр Савин заявил, что "в Эрмитаже есть некоторые проблемы с охраной".


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1