Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 14.09.01 // ДЕЖУРНЫЙ ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ
ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ

// Наши
Тихие психи
Время Новостей, 12.09.01 // Николай Молок

Организатором фестиваля уличных перформансов вновь, как и в прошлом году, стала группа художников «Лето». Прошлогодний первый фестиваль всем очень понравился и запомнился -- и праздношатающейся публике, и строгим арт-критикам, и даже завистливым коллегам-художникам. Художник Олег Кулик назвал перформансистов тихими психами -- в сравнении с «буйными» 90-х годов. Назвал, как всегда, правильно. // Далее...

Комментарий: Тот факт, что все еще находятся энтузиасты, продолжающие традиции перформанса, несмотря на явное сопротивление среды и очевидную нерентабельность проектов - удивляет и радует. Балансируя между театром и клоунадой, цирком и пантомимой, “тихие психи” привносят в нашу структурированную реальность элементы живительного абсурда, делая современное искусство зрелищным и демократичным.


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Несъедобный Пушкин
Известия, 12.09.01 // Алексей Филиппов

Мамонов показывает как, треща от внутреннего напряжения и осыпаясь на ходу, мысль складывается в корявое, безобразное, разрушающее форму, но точно соответствующее своей внутренней сути слово. Временами сил не хватает, и вместо речи рождается вой - герой корчится, пытаясь высказать невыразимое, но Слово не приходит... // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Новые/старые форматы художеств
Русский Журнал, 11.09.01 // Михаил Боде

Эдуард Гороховский решил продлить творческую жизнь Малевича, показать, что бы мог в дальнейшем сделать мэтр, доведись ему жить в наши дни. А это значит, что Малевич собирал бы и клеил рваные обои ("молодежное искусство"), что изобретал бы новые российские денежные купюры (как Парфеновский проект), что занимался бы дизайном марок различных спортивных и увеселительных сервисных фирм и чуть иронизировал бы по поводу классического авангарда и его участников (любопытен "Арбузный квадрат" a la Лисицкий). Но главное во всем этом выставочном проекте то, что для своего искусства Гороховский нашел антикварную, дорогостоящую раму - квадрат Малевича. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Господа из Сан-Франциско
Ведомости, 10.09.01 // Максим Семеляк

Стиль "Резидентов" определить почти невозможно, равно как и невозможно не узнать их музицирование по первым же звукам, по этому полудетскому и одновременно зловещему тембру клавишных. Дадаистские марши, индустриальные сюиты, отзвуки индонезийского гамелана и музыки Эрика Сати, ксилофонный шаманизм - все придумки группы в полной мере были представлены в "Тоннах". Однако высшая точка этого концерта пришлась на исполнение десятиминутной композиции под названием "Человек-коврижка", когда уж было не отличить, где анекдот, где драма, где правда, где вымысел. Вполне рождественский джингл постепенно окутывается в шум и плач, и всякого слушающего охватывает жуть, тревога и какая-то санта-клаустрофобия. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Наблюдение за наблюдателем
Ведомости, 12.09.01 // Ирина Кулик

"Черный ящик" ничего не показывает, он только записывает акт уже произошедшего смотрения. В отличие от кино, авторы видеоарта не озабочены тем, чтобы показать что-то. Показать - значит дать увидеть впервые. Но здесь никто не тешит зрителей иллюзией, что предлагают ему, и только ему нечто доселе невиданное. Видеоарт интереснее снимать, чем смотреть. Зритель видеоарта никогда не почувствует себя первым зрителем. Он только сможет присоединиться к чужому смотрению - смотрению художника. Попытаться понять, почему то или иное более или менее ординарное зрелище уже однажды остановило чей-то взгляд. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Террористы снимали свой фильм
Известия, 12.09.01 // Валерий Кичин

Без кино этой трагедии просто бы не было. Эти восемнадцать минут между первым и вторым самолетами, которые врезались в башки Торгового центра, они же неслучайны. Все точно рассчитано: чтобы успели подъехать телекамеры! Террористы, по сути, снимали свой фильм, который должен мир запугать, а телевидение просто оказывало им техническую поддержку. Не будь телевидения, все на свете превращающего в зрелище и сенсацию, терроризм не мог бы возникнуть, он был бы бессмысленным. // Далее...


// Наши
Митьки подарили себя Пушкинской, 10
Коммерсантъ, 12.09.01 // Кира Долинина

До сих пор митьки Пушкинскую, 10 не очень жаловали. То есть они не чурались здешних галерей, но с тех пор, как заимели собственную - "Митьки-ВХУТЕМАС", в Питере предпочитали выставляться либо у себя, либо уж сразу в Русском музее. Такая заносчивость вообще свойственна питерскому современному искусству. Его охотно привечают во многих государственных собраниях, в Русском уже успели выставиться все заметные его персонажи, а в фондах ГРМ собрана очень неплохая коллекция ленинградско-петербургского радикального искусства. То есть прямая дорога в вечность многим питерским художникам уже вроде бы обеспечена, и малые коллекции и музеи они могут себе позволить не замечать. Митьки здесь явно в привилегированном положении - их позиции в государственных музеях очень крепки, а выставки регулярны. // Далее...

Комментарий: Политика Русского музея по отношению к современному искусству (особенно по сравнению с его ретроградствующими коллегами) вообще отличается своей дальновидностью. К самобытному искусству митьков можно относиться по-разному, но их собственная галерея “Митьки-ВХУТЕМАС” все-таки не Gagosian Gallery и не Marian Goodman Gallery. Увы... Хотя представить “заносчивых” митьков на роскошных лимузинах с сигарами и в полосатых цилиндрах было бы забавно.


// Наши
Путь к глазу прошел через желудок
Коммерсантъ, 12.09.01 // Александр Панов

Сначала был "Музей неактуального искусства" (чувствуете каверзу в названии?) в престижном Центре искусств на Неглинке, теперь "Память неба" (неба в смысле полости рта) над рестораном на Усачева. "Память неба" - потому что есть модный проект "Память тела", придуманный сторонниками "актуального искусства" и уже показанный в Питере, Москве и Нижнем Новгороде. "Память тела" - про настоящее советское белье. "Память неба" - про нарисованную еду в советском искусстве от 20-х до 2001-го, хотя и самые свежие произведения все равно с душком студийного формалистического эскапизма нелучших времен. // Далее...

Комментарий: Функцинирование различных референтных групп, неравнодушных к modern и contemporary art свидетельствует не только об определенной дифференцированности структуры столичного искусства, но и о своеобразной односторонней конкуренции. Что касается “Памяти неба”, невольно напрашиваются аналогии с китайскими имитациями продукции известных фирм, когда Reebok внезапно превращается в Ribok, а Hugo Boss - в какой-нибудь Ygo Bozz.


// Наши
Ряб и рыб не кантовать
Галерея Гельмана и лейбл "Экзотика" нежно любят провинциалов
Независимая Газета, 12.09.01 // Ольга Кузнецова

Москва стала единственным из городов, охваченных акцией, где все это искусство на улицах вывешено не будет. Кажется, попросту не рискнули. На фоне утилитарно коммерческого городского дизайна Москвы, в котором даже социальная реклама теряется, несостоятельность "Агитации за искусство" особенно очевидна. Прикоснуться к искусству агитации от "Новых Тупых", "Художественной воли", митьков и прочих "культурных героев" можно в галерее Гельмана. Самое подходящее время и место, чтобы понять: не за все маргинальное следует агитировать. // Далее...

Комментарий: Особенности Москвы как мегаполиса, разумеется, предполагают специфический подход к любому виду агитации. Но не все так безнадежно, и не все художники, принимающие участие в агитации такие уж забубенные маргиналы. Современное искусство от “прочих культурных героев” также постепенно приобретает музейный статус. А слово периферийность отнюдь не эквивалентно бездарности.


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Учитель – режиссер, а финны – соседи
Иностранец, 11.09.01 // Никита Алексеев

На выставке «Молодежь столицы», привезенной из Художественного музея Хельсинки, показаны фотографии, зафиксировавшие жизнь битников и рокеров 50-х, хиппи и панков 60-х, 70-х и 80-х, хип-хоперов и скинов 90-х. Здесь навсегда замерли обычные школьники и студенты, работяги и чистенькие буржуа, деградировавшие подростки и политические активисты. Эта выставка – визуальная энциклопедия новейшей европейской истории и материальной культуры. Кроме этого, некоторые фотографии сами по себе очень хороши. Оказывается, в Финляндии есть мощная и самобытная фотографическая школа, о которой мы до сих пор знали не очень много. // Далее...


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1