Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/2001-09-14/Bode110901/

Новые/старые форматы художеств
2292, 11.09.01 // 1889

Если кто-то изготавливает и распространяет листовки, то надо понимать так, что дела его неважнецкие. Солидные и состоятельные персонажи и фирмы дают о себе рекламу в солидные же издания и на ТВ, помещают на растяжки и на билборды. Бедные и невостребованные обществом занимаются самиздатом и стремятся всучить свою агитку зазевавшимся прохожим. Так распространяли и распространяют свои листовки различные революционные, подпольные организации и сомнительные фирмы-однодневки. Таким форматом решили заняться организаторы "Агитации за искусство". Екатеринбургские кураторы Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева, издатели журнала "Комод", попросив у более чем шестидесяти отечественных и не только художников, живущих в пространстве от Новосибирска до Москвы и от Калининграда до Чикаго, изготовить саморекламные листовки, то есть о своем творчестве. Листовки расклеили в Екатеринбурге, поместили на сайт gif.ru и, наконец, вывесили в московской галерее Марата Гельмана. Правда, не все вошло. О чем вещают эти агитлистовки? О том, что нынешний художник беден, но жаждет денег ("За очень большие деньги охотно произведу и продам качественное современное искусство" и "Художник, будь Церетели!"), о том, что он малоизвестен, но мечтает стать топ-моделью ("Любишь искусство - полюби меня!"), о том, что художник - преступник, разыскиваемый за солидное вознаграждение ("Внимание! Разыскивается художник!"), о том, что он тотальный пофигист и прирожденный чегеварист ("Любители искусства, идите в жопу!" и "Мсти!"). Короче, диапазон этих самиздатских обращений от "подайте, Христа ради" до "ах так, то пошел ты...". Знакомый лексикон "трех вокзалов" и метропоездов.

Понятно, что давно прошла волна художнического благополучия, вызванная легендарными суперпродажами на московском Sotheby's 88-го, что художники уже не рантье и вообще не слишком-то состоятельные. Но как увещевал разумный оруженосец Дон-Кихота: "Синьор, только ради Бога никому не говорите, что мы несчастны! А то ведь люди таковы, что норовят таким еще добавить".

Новый для своего творчества формат нашел и старейшина цеха современного искусства Эдуард Гороховский. Это - "Черный квадрат" Казимира Малевича. Выставка Гороховского в Московском центре искусств так и называется - "Квадрат, опять квадрат". Как известно, для изобретателя супрематизма квадрат был символом "ничего", конца живописи, эдакой "черной дырой". Эдуард Семенович полез в эту дыру и обнаружил в ней кучу самого себя. Проще говоря, стал втискивать в этот формат свои старые и главным образом новые творения - офорты, шелкографии и коллажи. В супрематических обрамлениях 32х32, 8,6х8,6 и 10х10 оказались давнишние гороховские фотограммы и свежие склейки. По мнению Гороховского, в квадрате Малевича (точнее, квадратах, поскольку был и "Белый квадрат" и "Красный") можно узреть все, не "ничто", а "нечто". Кто бы с этим спорил? Ведь сам Казимир Северинович после "квадратов" много наваял вполне реалистических портретов и сценок, помечая их своим фирменным логотипом-квадратиком. То есть занялся постылым живописным ремеслом. Эдуард Гороховский решил продлить творческую жизнь Малевича, показать, что бы мог в дальнейшем сделать мэтр, доведись ему жить в наши дни. А это значит, что Малевич собирал бы и клеил рваные обои ("молодежное искусство"), что изобретал бы новые российские денежные купюры (как Парфеновский проект), что занимался бы дизайном марок различных спортивных и увеселительных сервисных фирм и чуть иронизировал бы по поводу классического авангарда и его участников (любопытен "Арбузный квадрат" a la Лисицкий). Но главное во всем этом выставочном проекте то, что для своего искусства Гороховский нашел антикварную, дорогостоящую раму - квадрат Малевича. А известно, что эта рама - квадрат-подпись - очень дорого стоит. "Малевичи" ныне котируются от четырехзначных до пятизначных сумм в долларах. Успеха Вам, Эдуард Семенович!

В формате "гламурных", модных журналов стебово сработали художники Лаврентий Бруни и Сергей Зарва. В галерее "Риджина" они сделали совместный проект - "PlayОгонекBoy". Зарва "опустил" персонажей обложек "Огонька" 50-60-х, написав поверх физиономий знатных доярок и сталеваров рожи, которые с трудом найдешь и в альбомах по немецкому экспрессионизму. Абсолютно дегенеративные рожи. Бруни назойливо расписал секс-герл обложек "Playboy" своими фирменными цветочками. Используя флоральные мотивы, уж не намекал ли он на дефлорацию? Все может быть. Таким образом галерея "Риджина" сделала помянутым изданиям контррекламу, которая считается суперрекламой.

Самый лучший выставочный проект сентября (что будет дальше, мы не знаем) - "Черный ящик" в TV-галерее на Большой Якиманке. Речь идет о британском видеоарте. В принципе видеоарт уже изрядно поднадоел. Это - хронофаг, пожиратель времени, требующий уткнуться в монитор и смотреть и смотреть. Все биеннале и фестивали современного искусства утыканы мониторами. В TV-галерее не было сожалений о потраченном времени. Британский видеоарт корректен (щадит время зрителей), джентльменски провокативен и эстетически изыскан. Обжимающие в течение 10 минут друг друга волосатая и гладкая руки, дети, задерживающие дыхание перед въездом в туннель, стоп-кадры, рассказывающие о жизни простых отдыхающих, почему-то притягивают внимание. Для себя я уже давно понял: какое мне дело до чьих-то затей и приключений. А тут завораживает. Видео - уже старый формат современного искусства. Вопрос, как в него можно вместится?

P.S. Гон выставок продолжается. Галерея "Ковчег" открыла в деловом центре на "Спортивной" экспозицию "Память неба" (это не о небесном своде, а об искусстве дегустации). Памятную "Книгу о вкусной и здоровой пищи" иллюстрируют своими работами заслуженные мастера советского и нонконформистского искусства 1920-90-х годов.

Вторник, 11 сентября - "Русские в Хельсинки" в "Новом Манеже". Горячие финские ребята показывают все, что они думают о финско-русских отношениях. Выставка для молодняка.

14 сентября в Третьяковке, в Лаврушинском переулке открывается выставка даров известной коллекционерши Веры Дуловой - раритеты русской живописи XIX- начала XX века.

Забегаем вперед: 19 сентября в ЦВЗ "Манеж" открывается выставка дзен-буддийского монаха-художника Су Ана. Монах странный, может выкинуть какую-нибудь штучку и даже схулиганить. Дзен-буддист, чего от него ждать.

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1