Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 28.09.01 // ДЕЖУРНЫЙ ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ
ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ

// Наши
Доски, шурупы и искусство
Иностранец, 25.09.01 // Никита Алексеев

Иосиф Бакштейн пропел панегирик ГЦСИ, из которого следовало, что ГЦСИ неспособен в будущем работать на Биеннале и заниматься чем-либо осмысленным, а современное искусство надо бы перевести в ведение РОСИЗО. Хорошо это или плохо? Непонятно, как в случае передачи павильона из ведения МИД в ведение администрации президента. Не являясь идеалистом, я не могу понять, почему сотрудничество хуже склоки и таскания ветхого одеяла из угла в угол? Прагматичнее работать вместе. Через шесть месяцев открывается очередная архитектурная Биеннале, один из главнейших профессиональных форумов планеты. Кто именно там будет представлять Россию – до сих пор не очень понятно. В 2002 – очередная Биеннале современного искусства. Остается снова и снова ожидать чуда и того, что в странное сознание наших культурных начальников не вплетется идея, что недурно бы представить там давно жаждущего Михаила Шемякина (денег у него хватит) или, прости господи, упомянутого Сафронова. // Далее...

Комментарий: С чиновниками из Минкульта все ясно - это особый вид андроидов, у которых в программе отсутствует файл под названием contemporary art. exe. Поэтому от них и ожидать нечего. Международным позором, увы, тоже никого уже не удивишь и не испугаешь. А пока в рядах московского арт-сообщества никак не утихнут ожесточенные бои за пресловутое одеяло, акции Церетели, Сафронова, Шемякина и Шилова при поддержке московского мэра неуклонно возрастают...


// Наши / Заграница
В Москве происходит что-то чудовищное
Время Новостей, 26.09.01 // Фаина Балаховская

Петер Ноевер: - Советов не даю. Но лично мне -- не только в Москве, но во всей России -- кажется чрезвычайно важным то, что происходит в архитектуре, но ничего общего с архитектурой не имеет. Это что-то абсолютно чудовищное. Это вне культуры. В стране с высочайшими архитектурными традициями строится нечто, не имеющее ориентации. Просто берут всю помойку с Запада. Это сумасшествие. Музей архитектуры, с моей точки зрения, должен говорить о том, что это варварство. Я очень люблю Россию и имею некоторое отношение к культуре. И я думаю, что это полная потеря идентичности. Идеология третьего мира. То, что происходит в Москве, даже не становится предметом публичной дискуссии. И Архитектурный музей -- один из важных музеев в мире -- должен сказать этим людям, что они не имеют право делать такие вещи. Даже если у них есть для этого деньги. Потому что это варварство. Это разрушение культуры. // Далее...

Комментарий: Это вовсе не «потеря идентичности» - это и есть идентичность. Однако, сам того не замечая, «не дающий советов» Петер Ноевер подал оригинальную идею - устроить выставку архитектурного китча. А как же еще МУАР может артикулировать свое отношение к проблеме дурного вкуса в современной отечественной архитектуре? Занятная вышла бы экспозиция.


// Наши
Новая "Явь": пионер Петя у психоаналитика в клубе "Каучук"
Время МН, 27.09.01 // Андрей Ковалев

Психоаналитик поскребет где надо, и на свет появится стойкий и несокрушимый пионер Петя, готовый к любым испытаниям. В 30-х именно мир детства стал секретным укрытием, куда стекались те, кто никак не мог пристроиться к соцреализму — от изящных графиков в стиле "Мира искусства" до обирэутов, первых русских дадаистов и сюрреалистов. И продукция "Детгиза" стала едва ли не единственным свежим источником, откуда изливались в тоталитарный мир освежающие родники психопатологий. // Далее...

Комментарий: Зато теперь область иллюстрации детских книг отнюдь не является свежим источником, скорее уж водоемом, подернутым ряской. Никакой психопатологии - только веселятся мутировавшие родственники Микки-Мауса и водят зловещие хороводы потомки Олимпийского Мишки, созданные бестрепетной рукою бывших рисовальщиков школьных стенгазет. Ослепляющая обильным золотым декором (для стимуляции коммерческого успеха), эта продукция заставляет содрогаться эстетов, и вслед за Хармсом, желать детям скорейшего столбняка для сохранения целостности Эго.


// Наши / Заграница
Бубамара
Известия, 26.09.01 // Михаил Жирмунский

Недавно Кустурица развлекал игрой на гитаре подвыпивших посетителей пустынного Карловарского фестиваля, а теперь будет веселить обитателей Московского, прости Господи, дворца молодежи и дорогого клуба "Цеппелин", на крохотную сцену которого группа едва-едва помещается, кроме того, группа впервые посетит Петербург. Стоит ожидать отрепетированного веселья, фальшивой игры, фривольных соло на скрипке и хорового исполнения залом хитов "Джинджи-ринджи-бубамара" и "Питбультерьер". Приглашаются все, кому не надоели еще цыганская тема, балканские страсти и слышанные по сто раз песни. // Далее...

Комментарий: Вероятно, было бы ошибкой рассматривать Кустурицу и его бэнд просто как еще одну музыкальную группу. Своеобразие ситуации заключается в том, что режиссер нашел способ делиться со зрителями созданным им мифом не только с помощью одних лишь фильмов, но и своим личным присутствием. Исполняемая музыка в данном случае превращается в средство, активизируещее процесс ассоциаций и создающее нужное настроение. Таким образом, поклонники стиля Кустурицы могут погружаться в атмосферу его фильмов, только в отличие от обычной ситуации кинопросмотра, когда режиссер недосягаем, на концерте у слушателей появляется возможность выразить свои чувства.


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Доктор ВАУстус
Ведомости, 27.09.01 // Максим Семеляк

В своей жизни я видел десятки, какое там - сотни фильмов ужасов. В одних поедали нерожденных христианских младенцев, в других снимался Леонид Куравлев, третьи были сняты за пригоршню долларов. Меня довольно трудно удивить тем или иным заскоком жанра, однако Брайану Юзне это удалось. Как говорится - видел чудеса техники, но такого. .. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Общественной опасности не представляют
Коммерсантъ-Власть, 25.09.01 // Федор Ромер

Однако агрессия, кажется, выходит из моды. Более того, слова "перформанс" и "публичность" снова перестают быть синонимами. Современное искусство предпочитает скорее юмор, чем пафос, скорее растворение в публике, чем провоцирование ее, скорее внутреннюю раскрепощенность, чем внешнюю открытость. "Мы что-то такое делаем, а вы - хотите смотрите, хотите нет. Если посмотрите, будет приятно и весело", - как бы говорят художники. По крайней мере, из группы "Лето". // Далее...


// Без комментариев
Зураб Церетели замахнулся памятником на терроризм
Коммерсантъ, 21.09.01 // Игорь Гребельников

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели заявил о своем намерении подарить жителям Нью-Йорка монумент в память о жертвах терактов. По замыслу скульптора, мемориал должен быть установлен на месте разрушенных небоскребов. В пресс-релизе, распространенном Российской академией художеств, говорится, что "идея Церетели нашла положительный отклик в Америке, ее поддержали как федеральные власти, так и представители мэрии Нью-Йорка". // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Инвентаризация
Известия, 24.09.01 // Николай Молок

Александр Морозов: - В Третьяковку я пришел как профессионал, я буду делать то, что и сказал: музейщик не может подавлять одну тенденцию другой. Но если мне будут жужжать в уши, что это гениально, когда мальчик или девочка ходят с голой попкой, и я немедленно должен взять такое искусство в Третьяковскую галерею, я не поверю и не смогу. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Албанская биеннале
Weekend.Ru, 26.09.01 // Анна Свергун

Дубосарский&Виноградов: Весь пафос биеннале состоял в том, что Полити хотел сделать фестиваль современного искусства за 30 000 $, то есть за деньги в десятки раз меньше, чем выделяются например на Венецианскую биеннале. В итоге биеннале в Тиране состоялась, конечно, она была слабее, чем венецианская, но не в десятки, а может в два раза хуже. То есть пропорция между вложенными средствами и качеством искусства получилась интересная. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
«НЛО» приглашает к столу
Время Новостей, 25.09.01 // Андрей Немзер

Вышел пятидесятый том «Нового литературного обозрения» (по «годовому» счету -- №4). Пятьдесят увесистых книг за девять лет («НЛО» возникло в конце 1992 года) это много. Поначалу не укладываясь в объявленные параметры (шесть книг в год), издание все же добилось периодичности. Не всегда выдерживая экстра-уровень (да кто и когда его выдерживал?), журнал стал «отражением» российского интеллектуального сообщества рубежа тысячелетий. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Черный снег
Независимая Газета, 27.09.01 // Михаил Сидлин

Пьер Сулаж: - Черный не обязательно угрюмый цвет: когда женщина надевает черное платье, это не значит, что она в трауре - у нее может быть вечерний прием, шикарный или веселый. У черного цвета очень много значений, в зависимости от культур: в нашем обществе это может быть траур, а в Китае у траура белый цвет. Это может быть цвет бунта - если вспомнить Марлона Брандо, он был в черной куртке. Это цвет анархии. Это также цвет фуражки эсэсовского генерала. И праздничное платье императрицы Сиси было черного цвета. А если поставить рядом платье монахини, то оно означает совсем другое. И было платье Шанель черного цвета. Это не обязательно грустный цвет. Но все это имеет социальное значение. А в живописи значение цвета другое. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Эго от фуга
Weekend.Ru, 21.09.01 // Анна Свергун

В этом году курировать Стамбульскую биеннале была приглашена японский искусствовед и куратор Юко Хасегава, обозначившая интересную и своевременную тему для начала нового тысячелетия «Бегство от индивидуальности». Именно при переходе в новое временное измерение Юко Хасегава предлагает взглянуть на проблемы человечества «коллективным сознанием», определить возможность сосуществования различных культур, попытаться забыть о жадности и безрассудстве, определить системы выживания в новом веке, соединить Западный индивидуализм с Восточной мудростью жить в мире с природой. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
10 самых продаваемых книг
Известия, 26.09.01 // Юлия Рахаева

Книжный магазин клуба "Проект О.Г.И." маленький, да удаленький. Абсолютные лидеры его десятки - питерская "Амфора" и экспортный японец Мураками. А значит, основные его покупатели - продвинутая, она же читающая, она же зарабатывающая на жизнь молодежь. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Остров любви
Известия, 22.09.01 // Николай Молок

Изображение Венеры препарировано в духе оп-арта (оптического искусства) - от прорисованных на картинах волнообразных полос рябит в глазах. Кажется, что перед нами компьютерные принты. Но на самом деле это обычные картины, написанные акриловыми красками на холсте. Художник лишь имитирует новые технологии, оставаясь в рамках традиционной, классической живописи. Собственно, игра в высокие технологии - это единственный сегодня способ реанимации (или даже сохранения) классики, классического идеала. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Неконцептуальный дзен
Иностранец, 25.09.01 // Никита Алексеев

Несмотря на кажущуюся «случайность» съемки, изображения на фотографиях Савельева поражают какой-то метафизической застылостью. Его можно подверстать к концептуалистам или помянуть печально знаменитую «чернушную» эстетику перестроечных времен. Но и это не то. Скорее – метод Савельева можно определить как «просто регистрацию» действительности. То есть это «неконцептуализированный дзен» – если так вообще можно выразиться. // Далее...


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1