Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 23.11.01 // ДЕЖУРНЫЙ ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ
ДМИТРИЙ БАРАБАНОВ

// Наши
Странная история доктора Джелмана и мистера Марта
Artinfo.Ru, 20.11.01 // Андрей Великанов

Есть в этой игре еще один персонаж, Гельман, который, кстати, еще летом говорил - "мы взяли ночной эфир на ОРТ". Вот кого надо психоанализировать! И Наполеон здесь еще раз возникает в качестве аргумента. Я не раз обращал внимание, что Гельман умеет смотреть на людей выше него ростом как-то сверху вниз, не вставая при этом на цыпочки. Когда одна дама на светском приеме попросила Бонапарта поправить покосившуюся картину, он не смог до рамы дотянуться, и дама сказала: "Пусть это сделает господин N, он выше вас." "Он не выше, он длиннее", - ответил Наполеон, чем продемонстрировал качество, которое его роднит с Гельманом. Чувство, что все люди выше ростом покушаются на его достоинство. // Далее...

Комментарий: Подъем мощнейших ассоциативных волн, к тому же с пузырящимися шапками псевдолингвистической пены, не может скрыть неподдельного беспокойства и отчаянных конкурентных переживаний автора. Хотя, казалось бы, стоит ли так волноваться человеку по фамилии Великанов? Но нет же, чего только не вытворяет, по мнению Великанова, Марат Гельман: и смотрит сверху вниз, и простирает свои щупальца на телевидение, и даже метит в министры культуры (что, кстати, было бы для оной совсем неплохо), одним словом, вынашивает планы мирового господства. Но чем объяснить тот факт, что фамилия Гельман в “исследовании” Великанова вдруг трансформируется в Гуельмана, Джелмана, и, что самое непонятное, в “хуелмана”? Разве только измененным состоянием сознания автора. Упоминание имени Зигмунда Фрейда в этом контексте не выглядит случайным - таким образом подсознание сигнализирует о необходимости сублимации враждебных импульсов, а парапраксии превращаются в попытки представить читателю сплошной натужный каламбур. P.S. Не удивлюсь, если скоро и моя фамилия зазвучит как Бар-Абан(ов).


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Мы - кавалли
Независимая Газета, 23.11.01 // Егор Ларичев

"Братья Сабри" уже 40 лет с успехом гастролируют по всему миру и записываются на крупнейших западных лейблах. Но в отличие от многих этнопроектов большая семья Сабри - не концертирующий состав, а религиозная секта. Сабрийя, династийный кружок религиозных мистиков, чей путь духовного "делания" лежит через благочестивое пение - кхаял (qawalli), "послание" Господу. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Духовное снабжение столицы
Вести.Ru, 20.11.01 // Маруся Татарович

У недавно открывшегося магазина тоже есть свое специальное направление. Он является совместным проектом двух издательств - "Гилея" и "Галарт". Первое из них привечает современный авангард во всех его проявлениях, а любимым коньком является современная поэзия. Второе, натурально, занимается изобразительным искусством. В итоге образуется странная, но любопытная смесь постмодернизма и искусствоведения. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Открытка для президента
Вести.Ru, 21.11.01 // Мария Михайлова

Выставка Агроскина затрагивает не только законодательную сторону, хотя правительственные документы и распоряжения в арсенале тоже имеются. Автора интересуют вопросы куда более глубокие - например, тема противостояния человека, от рождения наделенного свободным духом, и неодушевленной государственной машины. В том, что чиновники, руководствуясь сухими формулировками уголовного кодекса, обрекают человека на смерть, есть неразрешимое противоречие - об этом, собственно, и выставка. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Интимный дневник отличницы
Время МН, 17.11.01 // Игорь Шевелев

Книга под таким названием вышла только что в издательстве "Захаров". Автор ее — Вера Павлова, лауреат премии Аполлона Григорьева за прошлый год. Как и предыдущие четыре ее книги, эта поражает своей откровенностью — не столько телесного, сколько душевного свойства. Главы "Интимного дневника" — это записи с первого по десятый класс плюс выпускной экзамен. Плюс выпускной вечер. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Полутораглазый стрелец соц-арта
Время МН, 17.11.01 // Андрей Ковалев

Александр Косолапов: — Король умер, но остались частные практики. Чем занимаются художники? Они внедряются в западные художественные стратегии. Комар и Меламид торгуют картинами, написанными слонами. Кабаков — совсем другая антреприза. У меня серия работ посвящена икре, как новому знаковому продукту, который может конкурировать с кока-колой. Художники вообще более успешно адаптируются к западным стратегиям — не социальным, а новейшим. Просто они здесь малоизвестны и не очень популярны. // Далее...


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Западный суперразмер
Независимая Газета, 23.11.01 // Михаил Сидлин

Елена Селина: - XL - это размер, который впору всем и каждому. То есть его носят и тоненькие девочки, и толстые мужики. Я специально назвала так галерею, потому что мне хотелось охватить как можно больше явлений в актуальном искусстве. Со временем я поняла, что это все-таки невозможно. // Далее...


// Наши
Зрелое воображение Михаила Рогинского
Русский Журнал, 16.11.01 // Андрей Ковалев

Михаил Рогинский: - У меня всегда была сильная идиосинкразия к искусству. Я не любил никогда и сейчас не люблю искусство, даже когда им занимаюсь. Хотя, конечно, люблю смотреть хорошую живопись. Но среда искусства мне чужда, люди искусства мне, в общем-то, далеки. Хотя к занятиям искусством я отношусь очень серьезно, я ничего другого просто не знаю. Но я не могу сказать, что с людьми искусства я близок. Как женился в пролетарской среде, так все и пошло. Вот так все получилось. // Далее...

Комментарий: Только человек с такими устойчивыми границами “Я” может работать в одиночестве, не примыкая к той или иной группе и обходясь без живительной и стимулирующей конкуренции с коллегами. И все же, невзирая на полное пренебрежение селфпромоушном, Рогинский не только занял место в ряду классиков современного искусства, но и фигурирует в качестве легендарного персонажа на московской арт-сцене.


// Наши
Даниил Дондурей: "Мы снимали кино для другой страны"
Известия, 20.11.01 // Даниил Дондурей

У меня нет объяснений, почему, защищая социалистические по своей направленности идеи, мы так долго снимали картины исключительно для отчаявшихся, уставших, несамолюбивых людей. Но при этом не предлагали им никакой - ни социальной, ни художественной - альтернативы. Наносили тем самым всем, кто нуждался в мировоззренческой поддержке, еще большую травму. Помогали многим еще сильнее и вульгарнее переживать собственные обиды, а заодно и ненавидеть свое время. И свое пространство. По мнению психологов, такого количества насилия и трупов не обрушивалось на человека со времен Великой Отечественной войны. // Далее...

Комментарий: Воистину, “как мы любим пировать// кожу с черепа сдирать// и жевать, жевать, жевать, // теплым гноем запивать,// и хрустящими болячками закусывать”... Замкнутый круг: фрустрированные киногерои, с которыми зрители пытаются идентифицироваться и на которых проецируют свои переживания, приводят к новым фрустрациям и ощущению тотального неудачничества, безнадежности и пустоты. Как писал Чарльз Райкрофт: “...депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к агрессии, агрессия ведет к тревоге, тревога ведет к защитам”. Возможно, отсутствие позитивных сценариев и убедительных положительных героев вызвано тем, что манипулирование пластилиновыми трэш-злодеями и нагнетание негатива осуществить гораздо легче, чем снять кино о современной жизни, избегнув штампов и банальностей.


// Наши
Воспоминания о художественной жизни
Русский Журнал, 20.11.01 // Михаил Боде

Инфантильность и простота - топ-сюжеты нынешнего сезона. Галерея "Escape" показала видеоинсталляцию художницы из Санкт-Петербурга Галины Леденцовой "Дом". Художница на большом экране демонстрировала довольно занудный фильм о блуждании некоего персонажа по закоулкам и погребам некоей дачи. На вмонтированных в стены мониторах - снова видео, но уже о том, как разжигать камин и как после побелки отчищать окна. Словом, простые и нехитрые радости домоводства, выставленные в большом формате (вспомним "Детский сад"). // Далее...

Комментарий: Так и представляется, как опаленные огнем беспощадной критики, один за другим опадают пеплом и рассыпаются в прах неудачные проекты незадачливых художников и фотографов. Прочие же фигуранты, оставшиеся необожженными, замерли в испуге, робея под пронзительным оком бескомпромиссного критика, отложившего огнемет и очиняющего свое алмазное перо с перфоратором перед тем как обмакнуть его в чернильницу с ядом кураре.


// БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Жизнь вечного
Время МН, 23.11.01 // Андрей Ковалев

В Московском музее современного искусства открылась выставка "Хронология нонконформизма. 1954-2000. Из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера, Германия". В русской культуре восстановлен еще один утраченный эпизод. Но легче от этого не стало. // Далее...


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1