Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 22.02.02 К ОБЗОРУ
Новая жизнь Горана Бреговича
Вести.Ru, 19.02.02 // Артем Липатов

Культовый сербский музыкант записал совместно с поляком Кшиштофом Кравчиком новый альбом. Брега, как обычно, держит фигу в кармане, но искренность "польского Кобзона" искупает все.
Восхитительный персонаж все-таки Горан Брегович. После того как в начале 90-х его музыка к фильмам Эмира Кустурицы "Аризонская мечта" и "Андерграунд" стала безумно популярна, а сам он стал модным композитором, его, похоже, посетила идея, простая до гениальности. Он стал продавать одни и те же мелодии в разные страны мира: вроде как та же песня звучит, ан другим голосом спета и на другом языке.

Сперва, в 1997-м, альбом с его мелодиями выпустила турчанка Сезен Аксу, потом Брегович записал совместный диск с греческой суперзвездой Георгиу Даларасом, потом поднялся чуть повыше, в Европу - и остановился почему-то в Польше. Там в 1999-м вышел его диск с местной звездочкой Кайей, сделавший ее полноценной звездой. Альбом был переиздан в 9 европейских странах и позволил Кайе потом записать совместный сингл со знаменитой певицей из Кабо-Верде Сезарией Эворой, с которой Брега, как его зовут на исторической родине, тоже успел поработать. В промежутках же между этими кооперациями Горан выпускал сборники (четыре штуки) со все теми же песнями - и сборники эти успешно расходились. Так югославский экс-микджаггер зарабатывал себе на спокойную старость.

Похоже, охота к перемене мест и впрямь оставила Бреговича. В самом конце прошлого года он выпустил новый диск - и снова в Польше, совместно с певцом Кшиштофом Кравчиком. Называется он Daj Mi Druge Zycie - "Дай мне вторую жизнь" в переводе.

И вот тут наступил момент истины. Потому что Кравчик - такая же рок-легенда для поляков, каковой был для югославов сам Брега. Кравчик начал свою поп-карьеру в 1963-м, вокалистом группы "Трубадуры" - польского аналога "Битлз", - где и проработал вплоть до 1976-го. В 1974-м дебютировал как солист, после чего едва ли не ежегодно получал призы на самых разных фестивалях. В конце 70-х играл в театре, записал на западногерманском лейбле Polydor два сингла. В 1981-м, аккурат перед введением военного положения, отправился на гастроли в США - и там остался. Много гастролировал (в том числе в Лас-Вегасе), выпустил две пластинки на местном наречии, и мог бы этим заниматься до пенсии - но не выдержал, ностальгия заела. В 1985-м вернулся.

Интересно все-таки получалось в странах народной демократии: уехал, вернулся - все тихо, спокойно, никаких оргвыводов, во всяком случае, заметных. Сразу по возвращении Кшиштоф снова стал записываться, сниматься на ТВ. Его карьеру прервала автокатастрофа, восстанавливать здоровье он вновь поехал в Америку. Там, в Нэшвилле, он выпустил альбом при участии Дэвида Бриггса, аранжировщика Элвиса Пресли, но оставаться насовсем опять не стал - вернулся домой, где и живет до сих пор.

К середине 90-х Кшиштоф Кравчик стал в Польше… ну, почти что Иосифом Кобзоном. Он пел перед Папой Римским и к концу 90-х достиг на родине статуса живой, хотя и полузабытой, легенды. Но бывший рокер не бывает бывшим: хотелось доказать, что он еще что-то может. И не просто что-то, а что-то радикально иное. Так что встреча с Бреговичем оказалась как нельзя более кстати.

По сути, на диске нет ничего нового - все те же балкано-цыганские трубы да барабаны, те же версии знаменитых "In A Death Car" и "Get The Money", получивших названия "Platna milosc" ("Любовь за деньги") и "Ojda, ojda" соответственно. Однако есть в этой работе нечто, заставляющее относиться к ней более серьезно, чем как к очередной удачной попытке Бреги впарить старый материал. И заслуга в этом обоих участников процесса.

Брегович, наконец, проявил себя истинным постмодернистом - в стандартные, набившие оскомину аранжировки он привнес элемент легкого издевательства над собственными стереотипами, отчего знакомые мелодии заиграли новыми красками. Кравчик же работает удивительно честно, искренне, почти трогательно, словно и впрямь желая начать "другую жизнь". Особенно хорошо это слышно в двух замечательных рок-балладах "Slady na piasku" ("Следы на песке") и "Gdybys byla moja" ("Если б ты была моей"), несколько выбивающихся за рамки традиционного для Бреговича псевдо-этно.

Вот так, на наших глазах, наступает тот момент, когда коммерческий успех, нагло выбиваемый из рынков разных стран удачливым сербским экс-рокером, обретает черты истинного искусства благодаря доброй воле, по крайней мере, одного из участников проекта. Пусть Брега, как обычно, держит фигу в кармане: искренность Кравчика искупает все. И русскому уху этот альбом более чем приятен. Все ж таки оба они - наши братья. В смысле - славяне.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1