Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 07.03.02 К ОБЗОРУ
В моде все японское, круглое, детское
Арт-ярмарка в Мадриде знает, что делает
Ведомости, 07.03.02 // Екатерина Деготь

МАДРИД - В Мадриде завершилась ярмарка современного искусства АРКО (ARCO) , которая в последние годы становится все более популярной: у галеристов потому, что участие в ней дешевле базельской или кельнской, а VIP много; у VIP (международных кураторов, директоров музеев и критиков) потому, что для них устраивается специальный многодневный коллоквиум, позволяющий им повидаться в приятной обстановке; у местных жителей потому, что ярмарку всегда торжественно посещает сам король Хуан Карлос, ее почетный президент. А коллекционеры радуются красивому розовому значку, который им выдают, чтобы продавцы могли узнать их издали и оказать почести.

Для посттоталитарной Испании современное искусство, к тому же в форме ярмарки, - драгоценный символ модернизации, отсюда и королевское внимание к ней. В Мадриде делают многое, чтобы на ярмарку приезжали. Специальное присутствие на сей раз было отдано Австралии, внушителен был и раздел спонсированных галерей (которые ярмарка пригласила на льготных условиях для повышения своего художественного уровня) , и раздел кураторских проектов (кураторы в этом году просто свернули себе шею, единодушно глядя в сторону Китая и Тайваня). Естественно, что к мадридской ярмарке тянутся также португальские, латиноамериканские и даже кубинские галереи (очень приличные). Как обычно бывает на ярмарках, на АРКО можно было найти искусство на любой вкус - хоть абстрактное, хоть более или менее реалистическое, хоть мультимедийное (разве что классического модернизма вроде Пикассо или Малевича было мало - здесь продают в основном искусство последних двух десятилетий). Новичку трудно сориентироваться, что из этого модно, а что просто покупается по старинке верными клиентами. Тем не менее современный мейнстрим (а это и есть мода) вырисовывается - вот его примерный список на сегодняшний день.

Огромные, безукоризненного качества цветные фото, особенно пейзажей и массовых сцен (например, пляжных). Рисунки и акварели, на которых что-то маленькое теряется посреди большого белого листа. Различные предметы, закатанные в толстые куски стекла или лежащие в коробках. Все в стиле поп 70-х гг. (психоделические узоры, яркие краски, обтекаемые формы, все из пластмассы, оранжевый волосатый искусственный мех и т. п. ). Неоновые трубки (но только в виде букв). Скульптуры и рельефы из бумаги. Детские сексуальные фантазии и сексуальные фантазии про детей, в любых вариантах. Порнография вообще. Дети вообще. Детские игрушки, особенно пластмассовые и надувные. Мухи и другие насекомые (только не бабочки: это пошлость). Любые картины, рисунки и фотографии, где нечто изображено очень подробно и как-то даже тревожно, но совершенно непонятно, что это такое и что тут вообще случилось. Двухчастные композиции (но не трехчастные: это слишком пафосно). Инсталляции, в которых что-то вращается или вибрирует от моторчика. Любое искусство про лекарства и из лекарств, особенно из таблеток. Все японское, особенно игрушки и девушки.

Поэзия в самых неожиданных местах (например, слова, выложенные на супе макаронами-буковками или написанные пальцем на кофейной гуще). Дома и любая архитектура в виде фото, макетов, картин. Макеты вообще. Что угодно светящееся изнутри. Что угодно подвешенное в пространстве. Что угодно очень маленькое.

Концентрические круги (но не квадраты и не треугольники - пока я писала эти строки, картину с синим кругом в датской галерее напротив сняли и отдали покупателю). Фотографии не в фокусе. Реальные, нарисованные, сфотографированные ботинки (привет Ван Гогу) , а также платья и почему-то чемоданы. Воздушные шарики, преимущественно полусдувшиеся. Разнообразные образы неудачи, часто очень трогательные. Кровати и подушки для посетителей, чтобы полежали немного. Человеческие головы из листьев, из ткани, из разных других материалов, включая натуралистические гипсовые слепки. Другие части тела, увы, больше не модны.

Мейнстримными темами в современной художественной теории, судя по дискуссиям на коллоквиуме АРКО, являются новые пространства для искусства (искусство на бывшей или ныне действующей фабрике, например) , новые методы экспонирования (только документы о произведении, но не оно само, например) и, разумеется, новые технологии, а также новая музейная архитектура, предмет всеобщего восторга и одновременно опасений: слишком похоже на Диснейленд. Феерический музей в Бильбао постройки Фрэнка Гери не так уж далеко, а в самом Мадриде монументальная больница XVIII в. перестроена под хайтековский Центр современного искусства королевы Софии.

Две московские галереи, продававшие русское искусство на АРКО, достойно вписались в общий стиль: обе они посещают эту ярмарку не в первый раз.

Айдан-галерея показала выставку, навеянную темой клонирования (работы из двух почти одинаковых частей) , и больше других оказался популярен московский дебютант Валерий Панов, любовно копирующий из старых журналов силуэт фигуры манекенщиц на шпильках. Крокин-галерея (которая, по общему мнению, стала самым приятным сюрпризом московской арт-сцены прошлого года) веселила публику инсталляцией Александра Пономарева, в которой булькала и кипела какая-то жидкость, похожая на водку; успешно продавала черно-белые архитектурные фантазии Кирилла Челушкина и манила критиков большими фотографиями ковров Ольги Чернышевой, работы которой начали узнавать после ее участия в венецианской биеннале 2001 г. С законной гордостью можно было также наблюдать в одной испанской галерее целую коллекцию бодрых псевдоидиотических картин известного московского дуэта Владимир Дубосарский - Александр Виноградов: несколько обнаженных красавиц с "Дон Кихотом" (книгой) и гигантское полотно, деликатно указывающее испанцам на их место в культуре, на котором (по мнению Дубосарского и Виноградова) толкутся среди прочих Хулио Иглесиас, Дали, Пикассо и Пенелопа Крус. Испанцам нравилось: русское искусство сейчас остроумное, легкомысленное и начитанное, а этот коктейль обычно дает неплохие шансы.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1