Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 19.04.02 К ОБЗОРУ
Внутренняя Бразилия
Ведомости, 18.04.02 // Олег Зинцов

В Москве - "Город потерянных душ" Такаси Миике

Сегодня на московские экраны выходит "Город потерянных душ" - феерический японский боевик про якудза, кровь-любовь, бразильских японцев и японских бразильцев, которые стреляют так же отлично, как играют в футбол.

В качестве рекламной акции группа компаний GP и интернет-холдинг "Рамблер" устроили на прошлой неделе интернет-конференцию российских журналистов с режиссером Такаси Миике, который числится новым чемпионом по киношоку и работает как батарейка "Энерджайзер": за 11 лет Миике снял 49 картин, что можно считать абсолютным рекордом - во всем мире с такой скоростью не снимает больше никто. То есть название новой прокатной серии - "Кино без тормозов" ( "Город потерянных душ" выпущен в ней первым номером) - придумано во всех смыслах как будто специально для него.

На on-line пресс-конференции Миике, впрочем, сообщил, что сам не очень любит смотреть шокирующие фильмы - за исключением таких шедевров, как "Звездный десант" Пола Верхувена. А что касается насилия в его собственных картинах, то это нормальная вещь - добро борется со злом, оба машут кулаками, как иначе? К тому же японцы, по мнению Миике, слишком расслабились и привыкли к спокойствию, поэтому надо время от времени им напоминать, что мир и процветание - вещь очень нестабильная; однако же шок для Миике не самоцель и вообще возникает на съемочной площадке сам собой.

По поводу безумного темпа работы режиссера, конечно, спросили, не является ли это чем-то вроде наркотической зависимости. Миике сказал, что работа для него скорее не наркотик, а кислород и когда он не снимает, то чувствует себя как человек, который вышел на улицу, забыв надеть трусы.

В принципе, схожим образом должен чувствовать себя зритель, который видит фильм Такаси Миике в первый раз. Как витиевато выражается главное американское киноиздание Variety, "его героям каждый раз удается придать слову "кровь" новый смысл". При этом камера тут же забывает о том, что было секунду назад, а компьютер монтажера работает в режиме овощерезки. Лет пять-семь назад Миике непременно удостоился бы титула "японского Тарантино" и разговоров о влиянии клипов MTV, хотя обычно говорят, что этот визуальный стиль произрастает прежде всего из японских жестоких комиксов "манга". В своем предыдущем фестивальном хите "Живым или мертвым" Миике, кстати, напрямую отсылает к этой культуре, приделывая к полицейскому боевику гомерически смешной комиксовый финал, в котором главные герои, сойдясь на дуэли, отрывают у себя изувеченные части тела, достают из-за пазухи светящийся шар и разносят вдребезги всю планету.

Относительно природы этих жанровых мутаций режиссер разъяснил, что они бывают двух видов: первый - сознательное управление зрителем (как в самом известном за пределами Японии фильме Миике "Кинопроба", где неспешная городская мелодрама превращается в садистский триллер) , второй - спонтанная реакция жанра на свои собственные штампы и структуру (именно это происходит в "Живым или мертвым"). Забавно, что продюсерам об этих фокусах Миике предусмотрительно не сообщает, опасаясь, что они такого ни за что не разрешат, но итоговым хулиганством все, как правило, остаются довольны. Не то чтобы порядки в японской киноиндустрии были так космически далеки от голливудской строгости, но у фильмов Миике обычно очень скромный даже по европейским меркам бюджет - $500 000 - 600 000, позволяющий его конвейеру работать на самоокупаемости. Впрочем, "Город потерянных душ" - гораздо более масштабная картина, снимавшаяся в Токио и Лос-Анджелесе и рассчитанная, похоже, не только на длинный фестивальный маршрут (Торонто - Ванкувер - Роттердам - Сиэтл - Буэнос-Айрес и т. д. ) , но и на нормальный международный прокат, а кроме того, все же заставляющая вспомнить Тарантино.

На первый взгляд "Город потерянных душ" похож на японский аналог тарантиновского True Romance. Впрочем, с тем же успехом можно сказать, что Миике в одно касание отфутболивает зрителя к "Десперадо" Роберта Родригеса. Главные герои его фильма - умопомрачительной красоты китаянка (Мишель Рейс - "Мисс Гонконг" и звезда картин Вонга Кар-Вая) и мачо-бразилец (актер Теа с удивительной японско-латиноамериканской внешностью). Одним своим видом они придают этой "настоящей любовной истории" необходимый жанровый абсурд. В самом начале доблестный Марио спасает свою любимую от насильственной депортации из Бразилии, расстреливая машину полицейского сопровождения с вертолета, а в финале персонажи-японцы вздыхают: "Ох уж эти латиноамерканские страсти! ". Со стороны криминальных кругов помимо японской якудзы действует китайская мафия и ее непроницаемый босс с улыбкой Будды и лицом андрогина, на досуге играющий в пинг-понг. Но болеть, понятно, надо как в футболе - за бразильцев, живущих в Японии дружной диаспорой. Миике вообще симпатизирует всевозможным перемещенным и беспаспортным лицам и снимает кино про то, как все странно смешалось на свете: нации, жанры, культуры - и как легко потеряться и почувствовать себя чужим в этом странном мире; оттого этот насмешливый фильм иногда удивительно меланхоличен.

Но оттого же получается, что латиноамериканские страсти очень уместны на Окинаве, из рук живых актеров вылетают компьютерные бойцовые петухи, торговец фальшивыми паспортами в районе Сибуя на чистом русском языке объясняет прекрасной китаянке, как надо правильно пить водку, а японские бразильцы никого на войне не бросают.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1