Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 01.07.02 К ОБЗОРУ
Взятие "Патриарха"
Еженедельный Журнал, 21.06.02 // Егор Ларичев

На этой неделе самую одиозную из недавних московских построек торжественно признают музейной ценностью

На пересечении Ермолаевского переулка и Малой Бронной, на углу у Патриарших, год назад появился дом, названный его создателями «Патриархом» (автор проекта - Олег Дубровский из архитектурной мастерской Сергея Ткаченко). Десятиэтажное здание яичного цвета венчают круглая колоннада под игривым куполом и воткнутый рядом металлический ажурный шпиль, которые прекрасно просматриваются с Садового кольца. Пафосного «Патриарха» невозможно не заметить. Его и заметили: ни одно архитектурное сооружение последнего времени не вызывало большего возмущения в профессиональной среде. Здание уже презрительно прозвали «тортом», и споры теперь идут лишь о том, какой это торт - бисквитно-кремовый или безе? «Патриарху» впору вручать приз зрительских антипатий. И тем не менее дом признан достойным коллекции Музея архитектуры.

27 июня дом торжественно «сдадут» в музей Елена Гонсалес, Барт Голдхоорн и Николай Малинин, кураторы музейной программы «МуАр проект. Строение №...». Задача программы - пополнять коллекцию МуАра проектами лучших современных зданий. На сменяющих друг друга каждый месяц выставках (очередная, посвященная «Патриарху», как раз и откроется в этот четверг) показывают проектную документацию и фотографии выбранных кураторами зданий, потом все материалы на компакт-диске поступают в архив музея.

Затея трех кураторов изначально казалась странной. Во-первых, сложно каждый месяц находить интересный дом при нынешних количестве и качестве строительства. Во-вторых, в МуАр ведь передаются только что отстроенные, «неоперившиеся» здания, хотя обычно билета в музейную вечность ждут десятилетиями. А тут из строительной грязи да в музейные князи. В князи, потому что дом, попавший в музей, автоматически считается событием в архитектуре. Так что «Патриарх», который станет героем выставки. «Строение № 12», теперь заслуживает серьезного, а не народно-кулинарного анализа.

Начнем с истории дома. Как говорили древние, ab ovo - «с яйца». И в самом деле, сначала на месте «Патриарха» та же мастерская Сергея Ткаченко предполагала построить двенадцатиэтажный дом в форме яйца с округлыми «французскими» балкончиками и декором, пародирующим стиль барокко. Дом вызвал бы настоящий фурор: жители Патриарших могли оказаться свидетелями настоящего коровьевского фокуса, а Москва - залихватского архитектурного жеста. Проект был даже близок к согласованию, но дело происходило после финансового кризиса 1998 года. Инвестора не устроили потери в площадях, продиктованные сложной формой здания. «Яйцо» постепенно трансформировалось в ступу, потом - в цилиндр, занимающий всю площадь выделенного участка. Ну а дальше округлые стены выпрямились - и появился «Патриарх». В его структуре от «яйца» осталось только легкое сужение к верху - оно обеспечивает «инсоляцию», то есть дает положенное количество света тем жильцам «Патриарха», чьи окна выходят в узкий переулок.

Дом-яйцо планировался как сверхэлитное жилье для тех просвещенных состоятельных людей, которые тяготеют к жизни в объекте современного искусства. Но основной корпус «Патриарха» представляет собой вполне утилитарную форму, традиционный и аляповатый декор которой вызывает резкое неодобрение архитектурной общественности. А от «искусства» остались витающие над городом колоннада-ротонда и шпиль-башня. Они очень странны.

Зависая над крышами низкорослых серых домов Садовой, эта бессмысленная пара выглядит совершенным фантомом. Блестят нездешней позолотой коринфские капители колонн, изумляют вязью металлоконструкции. Под куполом ротонды вскоре должны встать скульптуры, изображающие заказчика «Патриарха», его архитекторов и даже жильцов. Просто небесный замок, парящий в московском небе!

Но при приближении к «Патриарху» красота рассеивается как мимолетная греза. Пересечение Ермолаевского и Бронной совершенно задавлено циклопическим телом самого здания, явно втиснутого не на свое место. Это банальнейший элитный дом с гаражами, банями и бассейном, целиком находящийся во власти инвестора. То есть построенный на крошечном участке согласно законам рынка. Здание грозит лопнуть от обилия начинки, выпирающие балконы заставляют его буквально трещать по швам. В лучших традициях лужковской архитектуры «Патриарх» следует принципу «контекстуальности», то есть пытается делать уступки и реверансы окружающим его домам. В результате выглядит еще более нелепым и растекающимся. Бесформенная жилая амеба в классицизирующей шапке-ротонде и шпилем в лапе. Здание с «раздвоенным» характером -классический случай архитектурной шизофрении. Случай, достойный скорее архитектурного медика или даже патологоанатома, нежели архкритика.

Так почему же «Патриарх» попал не в анатомический театр, а в Музей архитектуры? Потому, утверждает один из кураторов программы «МуАр проект» Елена Гонсалес, что этот дом - «событие, выходящее за рамки архитектуры». Но если взглянуть на список последних строений, принятых в коллекцию МуАра, становится ясно, что куратор несколько лукавит.

Просто в пределах МКАД ресурсы программы оказались исчерпанными. Сначала «подаренные» музею здания представляли собой полноценные московские арх-объекты -жилые дома, магазины, банки и школы. Но постепенно начались явное «мельчание» построек и кураторские «выезды на природу». В МуАр попал ресторан-причал Александра Бродского «95 градусов» на Пироговском водохранилище - прекрасный, но камерный и очень хрупкий с виду. Потом частный жилой дом в Горках-2 от Юрия Григоряна и бюро «Меганом». Последний объект - вообще иногородний рекрут: «Строением № 11» стало нижегородское здание торгово-офисного центра «Планета ИКС», спроектированное мастерской Виктора Быкова.

Переход кураторов к «младшим» архитектурным жанрам и выезд из Москвы явно связаны с отсутствием в столице новых крупных объектов, которые были бы достойны Музея архитектуры. А если нет достойных и качественных, пусть будут хотя бы вызывающие. Добро пожаловать в МуАр, господин «Патриарх»!


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1