Постоянный адрес статьи: http://old.guelman.ru/culture/reviews/2002-10-18/Romanova141002/

Со-общение
2309, 14.10.02 // 1750

Фестиваль голландского искусства стал вехой в культурной жизни Екатеринбурга. Он создал публику

Фестиваль современного искусства Нидерландов в Екатеринбурге завершен. Как сказал один из организаторов, он - как вино: важен не столько вкус, сколько послевкусие. Десятидневный фестиваль быстро стал органичным состоянием для города. И когда он закончился, возник легкий синдром абстиненции, как после хорошего праздника.

Связка Урал - Голландия у многих вызывала лежащий на поверхности вопрос: почему именно они и именно мы. Как ни ищи, вряд ли удастся обнаружить близость менталитетов, некую глубинную общность. Скорее, наоборот. Так почему же именно голландское искусство стало темой самого значительного екатеринбургского фестиваля? Почему самое крупное представление этого искусства в России прошло именно на Урале?

Волей случая и закономерности. Все начинается с идеи. Она принадлежит руководителю Екатеринбургского центра современного искусства Льву Шульману и выросла из давних контактов центра с голландскими танцовщиками и хореографами. Поддержанная административными органами, идея увеличила масштаб с подвального (центр обитает ниже уровня земли) до общегородского. Вообще успех, удача, по определению психологов, есть встреча достойной подготовки и проявившейся возможности. Голландцы захотели и смогли, мы оказались готовы. Нидерландам характерна активная международная культурная политика. Екатеринбург же им увиделся подходящим пунктом для культурных инвестиций. Об этом на открытии фестиваля сказал посол Королевства Нидерланды в РФ Тиддо П.Хофстее : "В Екатеринбурге существуют формы искусства, к которым в моей стране сейчас наблюдается большой интерес, - так называемое современное искусство. Екатеринбург может быть в этом плане назван передовым городом России". Наверное, им издалека виднее.

Фестивалями Урал не удивить. В Екатеринбурге их проходит много, разных и постоянно. Среди имеющих всероссийский ранг - недавно отсмотренный фестиваль документального кино "Россия". "Реальный театр" справедливо носит статус международного. Перманентно возникают фестивали, представляющие зарубежное искусство: "Британское кино", "Немецкий видео-арт", японские же и вовсе стали традиционными. Однако голландский выделяется на этом достаточно плотном фоне. Во-первых, размахом. Во-вторых, качеством. В-третьих, нацеленностью на сотрудничество. В-четвертых, особой атмосферой и новой публикой. И, наконец, последствиями. Возможно, он сможет стать водоразделом между двумя культурными эпохами: нынешней, когда искусство служит самому себе и узкому кругу посвященных, а фестивали, собирая лишь профессионалов и журналистов, более похожи на междусобойчики "для своих". И уже проявившимся новым состоянием екатеринбургского общества, когда знать о происходящем в мире искусства становится престижно, а быть причастным - привлекательно. Термин "массовое" перестает быть синонимом "некачественное" и означает лишь одно: интерес большого количества людей.

Доза

Большинство фестивалей обычно тематические, этот же был всеобщим. Он представлял одновременно разные виды искусства: танец, музыку - как симфоническую, так и камерную, литературу, кино, изобразительное искусство. Порция была выдана приличная: одновременно шли концерты в филармонии, камерном театре и выступления данс-коллективов в театре юного зрителя, кинотеатр "Салют" десять дней демонстрировал по два художественных фильма и один анимационный. Голландцы были повсюду. Заглянешь по делу в музей молодежи: вот они сидят, художники встречаются с коллегами, посол - с либеральными журналистами. В библиотеке имени Белинского - литераторы общаются с читателями. В госуниверситете и архитектурной академии голландские профессора выступают с лекциями. А задержишься в центре города допоздна, увидишь голландский телеарт.

Вкус

Общее ощущение от голландской культурной пищи: простая и калорийная, без никчемных подливок, но в меру приперченная, аппетитная за счет качественных продуктов и тщательного приготовления и очень сытная.

Было поначалу недоверие к качеству: как известно, хорошего не может быть много. Однако гости не поскупились и действительно привезли самое лучшее. На открытие кинопрограммы на Урал приехал сам Йос Стеллинг . Два имени голландского кинематографа имеют мировое звучание - Верхувен и Стеллинг. В России демонстрировалось две картины последнего: "Стрелочник" и "Иллюзионист". Теперь появилась возможность увидеть еще несколько и пообщаться с мэтром. Он остался на просмотр одной из своих лент, чтобы понаблюдать за реакцией зрителей. Авторское кино Стеллинга - бессловесное, визуальный язык он предпочитает вербальному: "зритель не должен отвлекаться на диалоги". Его новая картина если не всеми оказалась понята, то большинством принята.

Литературу Нидерландов представила также мировая величина - один из самых читаемых авторов в Европе Кейс Верхейл . Любопытная деталь: его последнее произведение в журнале "Урал" оказалось опубликовано раньше, чем на родине.

Современный танец демонстрировала широко выступающая на международной сцене компания Конни Янсен . Спектакль "Семейный альбом" в прошлом году был признан одним из лучших в сезоне. Действие не имеет строгого сюжета, в принципе, каждый волен понимать происходящее по-своему. Важно, что вытащит на свет именно ваше подсознание: увидите ли вы тревожные взаимоотношения троих, или мужчину, мешающего женщине взлететь, или фатальное одиночество, ярче всего ощущаемое в любви... Другой участник данс-программы, танцевально-музыкальная компания "Magpie", давно признана европейской мастерской современного танца.

На филармонически-классическом музыкальном фоне свежо воспринимался импровизационный джаз в исполнении трио рояль - саксофон - виолончель, роль "первой скрипки" в котором играл широко известный в Европе пианист Миша Менгельберг .

Взаимность

Чувство меры и такта голландской стороны, а также умный и далекий от самоуничижения подход российской, позволили не превратить фестиваль нидерландской культуры в ее насаждение. Голландцы, при спокойном осознании своей самобытности, оказались открыты иному. Их интерес к русской культуре выглядел неподдельным.

Не только музыканты Уральского симфонического оркестра разучивали партитуру произведений композиторов Нидерландов (практически вся музыкальная часть фестивальной программы у нас исполнялась впервые), но и Ансамбль-88 под управлением Рене Гуликерса осваивал новое для себя - например, одно из последних сочинений Марии Булгаковой "Со-общение". Группа "Magpie" поработала с учениками екатеринбургской школы современного танца и подготовила совместное выступление. Кейс Верхейл на хорошем русском говорил о давнем пристрастии к России. Стеллинг же и вовсе занят сейчас съемками фильма, название которого не переводится на другие языки - "Dushka". Кино будет о странных взаимоотношениях голландского парня и русского журналиста. Русский - милашка, рубаха-парень, вот только ничего не делает и разрушает жизнь голландца. Но когда он исчезает, европеец начинает испытывать по нему смертную тоску и отправляется на поиски врага-друга. "Это что-то типа любви между Западом и Востоком". Эти слова Стеллинга можно отнести ко всей фестивальной программе.

Совпадение культурных пристрастий особенно проявилось в последнем концерте - выступлении группы "Dalgoo" с проектом "Новая Анатомия" на тексты Даниила Хармса. Оказывается, Хармса любят и понимают не только в России. На него "запал" контрабасист Мейнрад Кнеер, заразил этой любовью саксофон, кларнет, скрипку, а также мужской и женский вокал (таков состав группы). Мужской к тому же оказался голландцем российского происхождения Леонидом Власовым , он и исполнил словесную часть импровизации на русском.

Публичность

Стеллинг откровенничал: он приехал в Россию, на Урал, потому, что здесь есть Публика. Посол Нидерландов делился: "Мне рассказывали, в Екатеринбурге публика критичная, избалованная". Спасибо им за комплимент, конечно, но можно поставить под сомнение существование в Екатеринбурге публики как таковой. Есть свой верный круг у филармонии. Есть определенное число поклонников contemporary dance. Есть нечто вроде привычки ходить в театр, особенно на гастролеров. Все это скорее не публика, а "культурная элита", слой высокоорганизованный, но очень тонкий. Активность искусствопроизводящего меньшинства давно создала городу славу ведущего насыщенную культурную жизнь. Однако искусствопринимающее большинство оставалось пассивным.

На голландском фестивале ситуация изменилась. Грамотно построенная рекламная кампания сформировала желание увидеть, услышать. О фестивале заговорили за полгода, за это время узнать о готовящемся мероприятии успели, наверное, все горожане. Программа была разработана еще летом и не менялась, что вызывало уважение к серьезности и подготовленности события. И к четкости проведения его городским управлением культуры. Разнообразие же привлекало разные интересы. В том числе и бизнеса. Любопытный нюанс. Чаще всего отношения бизнеса и культуры строятся на односторонней основе: бизнес дает деньги, платит, а продукт не потребляет. А вот фестиваль современного искусства Нидерландов многие деловые люди почтили присутствием. Вообще на всех мероприятиях фестиваля зрителей было много, и зритель был молод. А замечательная инициатива компании "Сара Ли Экспорт Б.В" - предложение каждому бесплатно чашечки голландского кофе или чая - создала особую атмосферу раскованности и со-общительности. Даже те, кто нечасто посещает культурные учреждения, на фестивале не чувствовали себя чужаками.

Противостояние элитарности и массовости в культуре сохранилось едва ли не в России только. Мир давно стремится к сближению полюсов. У нас искусство пылится в музеях, а на улицах - "реальная жизнь", разгул рекламы политиков и товаров. Голландский фестиваль показал путь выхода искусства в массы, привнесения его в среду обитания. Современное искусство желает максимально приблизиться к потребителю. В рамках проекта "Дебаты и кредиты/Debates & credits" прошла необычная сенсорная акция Лео ван Мюнстера . На станции метро он установил датчик движения, который реагировал на проходивших мимо отрывком из песни: своеобразная пародия на системы слежения. Художник Арно Коенен создал на торце университета большое, около 140 квадратных метров, мозаичное панно, выполненное в компьютерной технике пикселей. Серия роликов видео- и телеарта группы "Park 4DTV" была показана на мультивидеоэкране в центре Екатеринбурга. Телеэкран - наиболее популярный сегодня "холст" в мире. Таким образом, публикой фестиваля действительно стал весь город. Искусство вновь принадлежит народу.

Послевкусие

На закрытии фестиваля местный скульптор Николай Предеин вручил гостям три фигурки самого известного голландца - Ван Гог идущий, Ван Гог под звездами, Ван Гог умирающий - чем вызвал, похоже, искреннее восхищение атташе по культуре посольства Нидерландов в России Алфреда Бейлсма . Сейчас в стадии обсуждения находится проект создания этих скульптур в увеличенном масштабе на родине "великого голландца".

Фестиваль привлек к Екатеринбургу внимание также со стороны экономической и сельскохозяйственной миссий посольства Королевства Нидерланды, в результате чего сформировалась обширная программа делового сотрудничества и обмена.

Долговременные же культурные приобретения можно сформулировать так: оставаясь дома, мы сделали шаг в Европу.

Екатеринбург

© 1999-2004 guelman.ru
e-mail: [email protected]

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1