Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 19.02.04 К ОБЗОРУ
Екатерина Деготь: "Мы хотим вернуть искусству политический смысл"
Известия, 15.02.04 // Ольга Кабанова

Начались работы по созданию экспозиции самого крупного художественного проекта, созданного на государственные деньги России и Германии, с многомиллионным бюджетом и большими амбициями» - выставки «Берлин-Москва. 1950-2000», которая пройдет в Государственном историческом музее Это будет московская версия берлинской выставки «Berlin-Москва. Moskau-Берлин. 1950 - 2000». О том, какой будет главная художественно-политическая выставка года, Ольга КАБАНОВА беседует с куратором Екатериной ДЕГОТЬ.

- Насколько успешен оказался берлинский вариант выставки? Готовили ее очень долго, представляли как центральный проект нового этапа германо-российского культурного сотрудничества, открывали с невероятной помпой, как историческое событие.

- Прессы было много. Посетителей, на мой взгляд, тоже. Но меньше, чем на выставке «Золото ацтеков», которая проходила в том же «Мартин Гроппиус бау» до «Москвы-Берлина». Но в Германии очень много выставок современного искусства, поэтому критики сетовали на отсутствие новых немецких работ. Зато абсолютно во всех публикациях были дифирамбы русскому искусству и его качеству. Многие западные критики вообще сомневались, что можно сравнивать русское и немецкое современное искусство, поскольку наше - в другой весовой категории. Оказалось, что рядом с огромной инсталляцией Йозефа Бойса маленькие черно-белые работы Бориса Турецкого начала 60-х выглядят гениально. Наше современное искусство было воспринято немцами как открытие.

- После выставки в Берлине я написала в нашей газете, что все лучшие выставки отечественного искусства проходят за границей, а российскому зрителю достаются в лучшем случае удешевленные варианты. Какие потери против берлинской понесет московская экспозиция?

- Изменение состава выставки - рутинная процедура. Некоторые музеи просто не могут расставаться со своими экспонатами на долгий срок, поскольку они обещаны для других выставок. Бывает, что частные владельцы не хотят отдавать работы именно в Россию - боятся проблем. Но мы меняем что-то не из экономии. Нам хотелось добавить нечто важное именно для нашего зрителя. Например, мы договорились о трех работах Йорка Иммендорфа семидесятых годов, времени его увлечения маоизмом. Нам с большим трудом удалось получить инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос» из Музея Помпиду, где она в постоянной экспозиции. Это легендарная работа, рассказывающая о персонаже, который непонятным образам исчез из коммунальной квартиры, улетев в космос, и она - символ выставки. Нам удалось договориться о произведениях из самой качественной коллекции русского неофициального искусства, которая находится в США. Там хранятся ключевые работы: «Происхождение соцреализма» Комара и Меламида, «Проект для одинокого человека» Виктора Пивоварова. Нортон Додж, собравший эту коллекцию, не раз говорил, что никогда не даст разрешения привезти ее в Россию. Но мы договорились.

- Не могли бы вы сформулировать идею выставки, ради чего тратится столько сил и государственных денег?

- Мне кажется, тут важен лозунг, который был сформулирован художниками Игорем и Светланой Копыстянскими. Он будет спроецирован на стену в одном из залов: «Искусство есть продолжение политики другими средствами». Понятно, что это перефразировка известного высказывания о войне. Мы хотим вернуть искусству политический смысл, показать идеологическое напряжение, существовавшее во второй половине прошлого века. Но «Москва-Берлин» - выставка чистого искусства, а не историческая, не документальная. Это выставка о политической истории в образах искусства, поэтому для нас важны произведения, где художники работают политическими символами. Чистую историю будут представлять фото- и видеохроника. И еще важно, что в экспозиции прямо в залах будет присутствовать кино. Образы искусства ставятся в конкурентную ситуацию с образами из фильмов. Надеюсь, что получится выставка очень сильных знаковых образов.

- Что должно произвести сильное впечатление на нашего зрителя?

- Я уже видела, какое огромное воздействие на наших соотечественников производит инсталляция Вии Левандовской «Берлинская комната». Она представляет обычную комнату - с торшером, диваном и кошкой - разломанную пополам. Впервые в нашей стране будут показаны большие работы таких мировых звезд современного искусства, как Йозеф Бойс, Ансельм Киффер, Пенк, Марина Абрамович. Но какое впечатление они произведут на зрителей, трудно спрогнозировать. Десять лет к нам не привозили классику современного искусства. В начале перестройки была большая выставка Гюнтера Юккера, потом ничего подобного не было. На нашей выставки тоже будет Юккер, но другие его работы.

- Я уверена, что как раз сильное впечатление произведет неофициальное советское искусство, лучшие его произведения все на Западе и широкому зрителю почти не знакомы. А художественное исследование о советском человеке, этим искусством проделанное, востребовано как раз сегодня.

- И я думаю, что диссидентское искусство приобретает новую актуальность. Выставка поможет понять, каким серьезным размышлением о Советском Союзе было нонконформистское искусство. Мы покажем две серии фотографа Бориса Михайлова, который на Западе не менее знаменит, чем Илья Кабаков, а у нас широкой публике почти не известен. Это его работа харьковского периода «Крымский снобизм» и знаменитая серия «История болезни» о харьковских бомжах.

- Но это очень жесткие, шокирующие работы. Вы не боитесь скандала? Одно дело показывать непривычное, провокационное искусство в залах Третьяковки на Крымском Валу, другое - у кремлевских стен, в музее, куда приходят случайные зрители. И почему поменялось место? Путину ближе будет идти на открытие в Исторический, чем в Третьяковку на Крымский Вал?

- «Москва-Берлин» - главное событие Года Германии в России, и легко предположить, что ее будут открывать на самом высоком уровне. Не знаю, откуда возникла идея поменять площадку, но нам, кураторам, она кажется удачной. В Третьяковке на Крымском пришлось бы как-то отделять выставку от постоянной экспозиции - там есть свой Гелий Коржев. А тут - свободный этаж Исторического музея и вид на Красную площадь, который тоже должен стать экспонатом.

- Эта выставка - логическое продолжение знаменитой выставки «Москва-Берлин. 1900-1950», которая была в 1996 году. Параллельный показ на ней сталинского и гитлеровского искусства стал откровением и потряс зрителей. Возможно ли повторить тот успех?

- Действительно тогда всех поразило это сравнение, хотя, на мой взгляд, в сталинском и фашистском искусстве больше различного, чем похожего. Но у нас совсем другая задача - показать, что критически мыслящие художники были по обе стороны «железного занавеса».


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1